Содержание экологического образования и его основные компоненты
В пособии четко выделены задачи экологического образования: «Эффективность реализации задач экологического образования – использование как главных, так и второстепенных примеров взаимодействия общества, человека и природы» [6.16].
Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования.
Вопросы экологического образования и воспитания, их характеристика, формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как «Народная асвета», «Адукацыя», «Пачатковая школа», «Родная прырода».
В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска Минаев В.М. в статье «Содержание экологического образования и его основные компоненты» показал необходимость прививать ученикам младших классов любовь и уважение к природе, сформировать положительное отношение к природе: «Младшие школьники должны понимать и усваивать простые закономерности природы и жизни людей… А учителя должны учить основным экологическим принципам» [5.42].
В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены методы, формы, компоненты.
Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье «Экологическое образование младших школьников» опубликованной в журнале «Пачатковая школа», предлагает ознакомиться с общими основами экологического образования школьников. Выделяет основные задачи экологического образования:
1)Освоение основных идей и экологических понятий;
2)Понимание места человека в природе и обществе;
3)Понимание ценностей природы;
4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27].
В статье показаны методы экологического образования, их использование на практике.
Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г. №10), большое внимание уделила внедрению в экологическое образование межпредметных связей. Автор, опираясь на опыт ученых-педагогов И.Д.Замкова, А.И.Захлебного, И.Г.Савегиной, показала значение экологического образования на межпредметной основе и установила его необходимость: «Междисциплинарный подход в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов, законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний…» [7.12].
А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека, задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических проблем» [8.24].
Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса. Автор дает рекомендации учителям и родителям о необходимости формирования экологической культуры у детей.
Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной школе.
Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно использовать в своей будущей самостоятельной работе.
I
.1.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?