Основные направления сферы социально-культурного творчества
- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
- народно-художественные промыслы и ремесла;
- авторская самодеятельность;
- оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
Функции:
- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;
- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;
- организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;
- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.
4. Естественно-научное самодеятельное творчество:
- краеведение, природоведение;
- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;
- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
- изучение живой фауны;
- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;
- любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.
Функции:
- экологическое просвещение;
- благоустройство, озеленение района, города;
- формирование умений и навыков рационального природопользования;
- воспитание любви и патриотизма к своему краю.
5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:
- туризм, альпинизм;
- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);
- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;
- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);
- шахматно-шашечный, нарды;
- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;
- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.
Функции:
- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;
- воспитание физической культуры;
- пропаганда здорового образа жизни;
- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.
6. Неординарные формы самодеятельного творчества:
- праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;
- конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;
- конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;
- коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);
- дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.
Функции:
- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;
- вовлечение людей в социально-культурную практику;
- превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;
- формирование культуры быта.
Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:
1. Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.
2. питательные – это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.
Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.