Введение
1. С расширением масштабов и усложнением задач окончательного перехода Украины от административно-распорядительной системы к саморегулированной, цивилизованной рыночной экономике, эффективного использования накопленного социально-экономического потенциала, инфраструктуры, перепрофилирования нерентабельных предприятий, роазвития новых отраслей и производств, проведения в полном объеме разгосударствления экономики, приватизации, развития всех форм собственности и повышения в итоге уровня жизни - все более влиятельным компонентом созидательно-преобразующей деятельности людей становится субъективный фактор, в первую очередь сознание, новое экономическое мышление и прфессиональный уровень людей.
Исследование проблемы экономического образования всего населения и прежде всего молодежи, поиск и реализация качественно иных подходов к ее профессиональной подготовке - одно из основных условий успешного решения названных задач.
2. Формирование системы новых общественных ценностей (политических, идеологических, доховно-культурных, религиозных и др.), что так важно ныне для нашей страны, возмжно лишь на основе развития социально-экономических устоев. Однако первенство экономических проблем и связанных с ними задач по экономическому обучению и профессиональной подготовке молодежи не противоречит задачам ее культурно-нравственного воспитания, а, наоборот, позволяют ставить и решать их более качественно. В этой связи необходимо преодолеть абсолютизацию экономических факторов и прийти к пониманию того, что экономический успех как общественного производства в целом, так и отдельного предприятия в решающей мере зависит не только от общеобразовательной профессиональной подготовки работников, но и от общего уровня их культуры, воспитанности.
Чем раньше в процесс целенаправленного воспитания будут вовлечены будущие менеджеры, тем больше шансов на развитие их мыслительно-познавательных, эмоциональных качеств, которые во многом определяют нестандартность научных, технологических, организационных решений. Поэтому проблема воспитания молодежи в целом и, в особенности, ее части, определяющейся в профессиональном управленческом плане, приобретает в настоящее время чрезвычайную актуальность и является вместе с гуманизацией образования одной из ведущих стратегий обновления всей педагогической работы.
3. Особую значимость проблема довузовского образования приобретает в связи с совершенствованием всей системы профессиональной подготовки молодежи, предусматривающей значительное улучшение деятельности вузов, их качественное обновление. В соответствии с решениями Верховного Совета Украины по высшей школе, в частности, Законом Украины "Про освіту" высшее образование должно быть ориентировано на интересы социально-экономического развития, потребности рынка труда.
Развитие эффективных форм экономического образования, совершенствования учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным международным стандартам подготовки менеджеров, формирование высокого уровня их знаний и профессиональных навыков - эти и другие задачи, стоящие ныне перед вузом экономико-управленческого профиля будут решаться тем успешнее, чем целенаправленнее будет проводиться предварительная профессиональная подготовка, развитие, воспитание в системе довузовской работы, а также осуществляться качественный отбор в вуз на основе профессиограмм, тестирования, индивидуальных бесед, использования других методов.