Развитие форм и методов профориентации будущих менеджеров
В дальнейшем, во время учебы в академии, приобретенный социально-психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а студент, прошедший ролевую практику на довузовском этапе, затрачивает значительно меньше усилий для его поддержания, что позволяет направить активность на профессиональную подготовку.
На факультете также созданы благоприятные условия для привлечения слушателей к процессу научного поиска. Эффективными формами этой работы являются подготовка рефератов и участие во Всеукраинском бизнес-турнире “Экономическая эрудиция”, а также в конкурсах-защитах научно-исследовательских работ, которые проводятся в рамках Малой академии наук школьников. Под руководством преподавателей слушатели готовят работы по экономике, маркетингу, менеджменту, где не только глубоко анализируют общетеоретические положения, но представляют опыт практической деятельности фирм и предприятий.
Конкурсы, турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим дисциплинам вуза дополняются выставками творческих работ слушателей, выпусками факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение этих вопросов организации работы на факультете способствует развитию у будущих студентов творческого мышления, желания заниматься научной работой, стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.
Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и интеллектуальных затрат, что ведет к резкому увеличению психологической нагрузки на школьников. Поэтому тренировка и развитие таких качеств как стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость могут и должны обеспечиваться в процессе воспитания юных менеджеров. Программы экономических и управленческих дисциплин, предлагаемых на факультете, предполагают обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций в процессе деловых игр, а также психологическую коррекцию личности с установкой на приобретение стереотипов управленческого поведения.
Приведем некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной практике.
1. “Прежде чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально оценить его причины и следствия”.
2. “Я привык наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо расслабиться”.
3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке есть место и для отдыха, и для работы”.
4. “Я понимаю радость неудачи”.
Можно поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку навыков самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого эмоционального и морального сознания как негативный фактор. Однако овладение любой профессией сопровождается усвоением определенного набора аксиом; и чем оно успешнее, тем успешнее практическая деятельность. Специфика профессии менеджера состоит в умении реализовывать управленческие ситуации с целью повышения прибылей организации, интересы которой он представляет. И эффективность его работы будет тем выше, а личное удовлетворение от работы тем полнее, чем большее количество стереотипов управленческого поведения в нем заложено и успешно реализуется в процессе профессиональной деятельности.