Введение
Интернат для сирот - это клиника, где встречаются всякие
недомогания души и тела при слабой сопротивляемости
организма, где отягощенная наследственностью, мешает
задерживает выздоровление. И если интернат не будет
моральным курортом, есть угроза, что он станет очагом заразы.
Я.Корчак
В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается значительное увеличение размеров «социального» сиротства. В 2000 году количество детей в сиротских учреждениях выросло до 272,7 тысяч, за три года этот прирост составил почти 120 тысяч человек.
За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.
В исследовании Л.М. Шипицыной [2,с.6-8] выделены следующие причины сиротства:
- ведущей причиной является алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда-жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тысяч детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них 43,0 тысяч в 2000г отбирается через лишение родительских прав.
- увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего из-за неестественных причин. Если 5-7 лет назад доля «круглых» сирот составляло примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30%.
- увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков. В России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся.
- увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия.
- отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.
Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса - невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.
«Когда кричит душа? Наверное, тогда, когда нарастающая в ней боль вырывается сильным потоком. Боль о том, как не считают тебя человеком, унижают твое достоинство, мешают жить, задевают тебя, чтобы ты знал свое место, о том, как многим просто наплевать на тебя, на твои чувства и, вообще, на твое существование, о том, как прижимают тебя к стене и не дают свободно дышать… Может это волнует не всех, ведь у каждого в душе свое, своя радость, печаль, понимание жизни ».
(Из сочинения воспитанницы детского дома, [10, с.4]).
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.
Цель
настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи
:
Определить понятие «социально- педагогическое консультирование».
Проанализировать по данным литературы основные социально-педагогические проблемы детей сиротского учреждения.
По данным литературы определить основные подходы и направления социально - педагогического консультирования.
Объект
исследования: содержание социально-педагогического консультирования детей в условиях сиротского учреждения.
Предмет
: социально-педагогические проблемы детей в условиях СУ, возможности их решений в процессе социально-педагогического консультирования.
Гипотеза
: социально – педагогическое консультирование в условиях сиротского учреждения имеет свою специфику, особые задачи и является важной составной частью работы социального педагога.
Методы
исследования: анализ литературы, опрос воспитанников и социальных педагогов сиротских учреждений, анкетирование современных школьников.