Дошкольный возраст
1. Занятия в (СУ) представляют серьезную трудность, как для социального педагога, так и для педагогов и детей. Для этого контингента детей значительно более эффективным средством обучения является дидактическая игра. На занятиях в (СУ) должно быть как можно меньше число словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий.
2. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка во время игры, иногда участвуя в ней на правах партнера, педагога время от времени можете задавать ему вопросы, направленные на осознание действий и состояний. Вопросы педагога, включенные в деятельность ребенка, преследуют три основные цели:
▪ Устанавливать связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями ребенка, выделять для него цель действий и средства ее достижения ( Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? Что нужно сделать сначала, а что потом? и.т.д ).
▪ Способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Социальный педагог может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? и.т.д.
▪ Ставить ребенка в ситуацию сознательного выбора, побуждать к принятию самостоятельных решений. В (СУ) дети привыкают жить по инструкции, подчиняясь решениям взрослых. Социальный педагог может направить на самостоятельный выбор вопросами: Во что хочешь играть? С кем хочешь играть? и.т.д.
Таковы основные задачи речевого общения со взрослым, включенного в самостоятельную деятельность ребенка. Конечно, число, содержание и формулировки вопросов не могут быть рекомендованы заранее в достаточно конкретном виде. Все это зависит от характера ребенка и от особенностей его деятельности.
3.Совместное планирование игры предполагает специальную организацию педагога совместной деятельности детей. Педагог с несколькими детьми 5-6 человек заранее составляет план их будущей игры: распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждого персонажа, его характер, конечные и промежуточные звенья деятельности. При этом педагог советуется с детьми и охотно принимает всякое их предложение.
4. Каждый вечер с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Педагог может начать разговор сам, кто приходил в группу. Иногда нужно обращаться к кому-нибудь из детей, чтобы он напомнил, что было дальше. Если ребенок молчит, можно продолжать самому. Важно, чтобы дети узнавали свой прожитый день в рассказе педагога и сами попытались вспомнить, что с ними было. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.
5. Жизнь детей в (СУ) нужно по возможности насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых они сами участвуют, инсценировать разные сказки, водить на экскурсии, организовывать новые игры.
В (СУ) не может быть свободы, какая бывает в семье. Но все же и в жизни (СУ) случаются моменты, когда дети вольны выбирать, что им делать, сами планировать свою игру и занятия. Эту возможность надо предоставить им в той же беседе.