Преобразующий эксперимент.
Цель преобразующего эксперимента:
- построить систему уроков с использованием различных средств обучения.
Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет «Русский язык».
Тема: «Имя прилагательное».
Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного, с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.
Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые окончания, находить прилагательные в тексте.
В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:
предметные картинки отображающие свойства предметов,
иллюстрации,
карточки для проверки знаний учащихся
(См. приложение № 2).
В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.
(См приложение №3 ).
Урок №1
Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.
Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи.
План урока.
Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
Упражнения.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в рассказе не употребляет).
Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.
Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя прилагательное. Потому что называл признаки предмета).
2). Работа с учебником.
Упражнение № 387.[]
В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя прилагательное (с существительным).
Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом предложения являются прилагательные?
Вывод по вопросам:
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
С какой частью речи связано?
Каким членом предложения чаще всего бывает?
3).Упражнения.
Игра «Будь внимателен».
На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота, форма.
Показываю предметную картинку:
Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий, круглый.
Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер, форма, материал и так далее).
Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный, весёлый, умный и так далее).
Работа по карточкам с заданиями.
Подчеркните имена прилагательные в предложении.
На улице дождливая погода. В комнате стоит большой шкаф. Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу. |
(См. приложение № 4)
4).- Что узнали об имени прилагательном?
- С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?
Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.
Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с помощью следующих средств обучения:
- предметные картинки отображающие свойства предметов.
- задания из учебника.
- карточки с заданиями.
Урок №2
Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по смыслу.
Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения потреблять их в речи.
План урока.
наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.
2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по смыслу.
итог урока.
Ход урока.
1).А Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному какому-либо признаку).
1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).
Слон – животное огромное, а мышь - ……………………
Хорек – слабый зверек, а рысь - ………………… зверь.
Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………
- почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета признакам другого предмета?