Заключение.
Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.
Пропагандируемый гуманистический подход к воспитанию человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.
1 Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
2 Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936.
3 Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
4 Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.
5 Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
6 Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.
7 Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.