Самостоятельная работа ученика над усвоением материала
В математике часто приходится заучивать определения, формулировки теорем и т. п. Психология указывает следующие этапы осмысленного заучивания:
1) Стадия «приспособления и ориентировки», когда ученик знакомится с текстом первоначально, схватывает его общий смысл; для этого может потребоваться 1-2 чтения
2) Чтение текста с тем, чтобы постараться его «вобрать в себя», запомнить
3) Попытка воспроизводить заученное, закрывая книгу
4) Повторение тех мест, в прочном знании которых ученик еще сомневается, воспроизведение которых его затрудняет.
Устранив эти сомнения и затруднения, ученик полностью овладевает материалом и воспроизводит его свободно.
Наглядные методы обучения
Метод иллюстраций предполагает показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, показом кинофильмов, диафильмов, слайдов, кодопозитивов, использованием учебного телевидения, магнитофонных записей и т. д.
Упражнения
В школьной программе большое место занимают навыки и умения. Для выработки их применяется особый метод – упражнения. Суть упражнений в учебной работе заключается в намеренном многократном повторении определенных действий, чаще всего выражающихся в практическом применении определенного понятия, правила.
Урок изучения нового материала
Урок по изучению нового материала – это, пожалуй, самая важная часть процесса обучения. От успешного проведения этого этапа зависит эффективность всех последующих стадий. Чем лучше ученики усвоят новые понятия и методы, тем легче им будет применять их на практике.
План урока приобретения новых знаний:
1. Актуализация опорных знаний
2. Постановка новой темы
3. Ознакомление учащихся с фактическим материалом, относящимся к теме
а) путем наблюдения самих изучаемых объектов, явлений, процессов или их изображений (в зависимости от характера изучаемого материала)
б) путем изложения знаний учителем и чтения детьми соответствующего материала учебника
4. Разбор конкретных данных: ответы на вопросы, сравнение, выделение главного. Это делается главным образом в процессе беседы.
5. Фиксация основных данных урока в кратких записях и в графическом изображении – на классной доске и в тетрадях, если учитель найдет это необходимым.
6. Повторение учащимися (по вызову учителя) усваиваемых конкретных данных, определений, формулировок правил, оценок и т. д., а также доказательств; проверка понимания учащимися нового материала; приложение выводов к объяснению новых фактов (не упоминавшихся ранее).
7. Задание на дом