Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам
Творческие упражнения
используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой практической деятельности. Действие на уровне навыка может совершаться в обстановке, отличной от условий его формирования, становится важным средством осуществления сложной творческой деятельности, решения более важных жизненных задач, достижения новых, более широких целей.
Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.
Выполнение творческих упражнений имеет важное значение для совершенствования применяющихся при этом многочисленных знаний, умений и навыков. «Грамматические знания и умения, речевые и орфографические навыки, — говорится в программе восьмилетней школы, — можно считать вполне усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в изложениях и сочинениях.»[7]
В процессе подбора и выполнения творческих упражнений в соответствии с учебной программой соблюдается определённая постепенность. Задания по мере упрочения применяющихся в них знаний, умений, навыков постепенно усложняются.
Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения, необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких и кончая трудными».[8]
Проследим это на примере выполнения учащимися начальных классов письменных творческих работ на уроках русского языка (см. табл.[9] № 1).
К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно, планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности. Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.
Проследим это на примере системы упражнений учительницы начальных классов школы № 30 Г.А. Гутниковой.2 На наш взгляд, эта система действительно построена по принципу от простого к сложному, от воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При выполнении этих упражнений учащиеся должны постепенно подводится к выполнению собственно творческих заданий.
1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим заданием.
2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.
3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения картины.
Таблица № 1
I класс |
II класс |
III класс | |
1. |
Подготовка ответов на вопросы, объединённые темой. |
Разделёние текста небольшой статьи (с помощью учителя) на законченные по смыслу части; формулирование заголовков к ним в форме вопросов или повествовательных предложений. |
Самостоятельное составление плана прочитанной статьи, рассказа. |
2. |
Составление предложений, объединённых одной темой. |
Составление предложений на основе наблюдения природы, общественных явлений, процессов труда. |
Самостоятельное составление и запись предложений по вопросам учителя, на основе наблюдения природы, процессов труда. |
3. |
Составление предложений по сюжетам картины. |
Составление и запись рассказа по нескольким картинам на основе коллективно составленного плана. |
Составление и запись рассказа по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильмов, оценкам детских спектаклей. |
4. |
Изложение (под руководством учителя) текста в 30–40 слов по 2–3 готовым вопросам или данному плану. |
Изложение текста в 40–60 слов по плану (3–6 пунктов), составленному коллективно под руководством учителя. |
Изложение текста в 70–90 слов по плану, составленному учащимися самостоятельно. |
5. |
Составление и запись рассказа (под руководством учителя) о своих играх, забавах, работе. |
Самостоятельное составление и запись рассказа о детских играх, забавах, работе, прогулке, а также по наблюдениям за природой и трудом людей. |
Самостоятельное составление и запись рассказа о случае из своей жизни с элементами рассуждений, об экскурсии, жизненных наблюдениях, о работе. |