Теория и практика взаимодействия
- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей- у детей (школьников);
- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;
- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Конкретные формы и прёмы его могут применяться на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами.
Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.
В общественном менталитете прошлых лет понимание общественного образования сводилось к идеологизированному воспитанию, к представлению об образовании как системе, ограниченной социально- политическими целями. Изменения в обществе значительно расширили взгляды на образование.
Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совмесного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.
Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач- выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, её отношений к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компанент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.
В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально новой направленности образования, связанной не с подготовкой “обезличенных” молодых квалифицированных кадров, а с достиженем результативности в общем и профессиональном развитии личности.