Тестирование - как метод педагогического контроля
Положительной стороной данного опыта является то, что студенты находятся в одинаковых условиях, исключаются жалобы на необъективность экзаменатора.
Приведем другой пример использования компьютеров при тестировании. Коллективом математиков МГУ была разработана компьютерная система контроля знаний, блок схема которой рассмотрена на рисунке 1.
Рассмотрим каждый блок в отдельности.
Банк вопросов. Хранилище всех вопросов и заданий, предлагаемых студентам при проверке знаний. По каждой теме в банк вводятся вопросы и задачи двух уровней минимального, рассчитанного на получение студентом удовлетворительной оценки, и повышенного, предназначенного для студентов, претендующих на более высокую оценку.
Для каждого из двух упомянутых уровней формулируется значительное число вопросов одинаковой трудности, которые покрывают все содержание теоретического курса и практических занятий по данной теме.
Рисунок 1 - Блок схема компьютерной системы контроля знаний
Вопросы и задачи заносятся в банк, как правило, вместе с несколькими (обычно 5-10) вариантами ответов. Эти варианты сообщаются студенту одновременно с формулировкой задания, и он должен выбрать из них верный. Возможно, что полным правильным ответом является набор некоторого количества приведенных вариантов.
Банк ответов. Содержит правильные ответы к каждому заданию, компьютер сверяет данный студентом ответ с содержанием банка.
Сервис преподавателя. Включает широкие возможности варьирования объема проверочной работы и условий ее проведения. Однако, преподаватель не может изменять формулировки вопросов и условия задач, а также оценки ответов на каждый из них.
Формирование задания. В соответствии с указаниями преподавателя этот блок создает сценарий проверочной работы для каждого студента, случайным образом выбирая из банка вопросов определяемое преподавателем количество заданий по каждой теме.
Сервис студента. Задания предъявляются последовательно, по одному и остаются на экране любое время в пределах отведенного. Отвечать на вопросы можно в произвольном порядке.
Блок управления. Обеспечивает нормальное функционирование системы проверки знаний и позволяет вводить в процессе работы необходимые коррективы.
Блок формирования оценок. Осуществляет сравнение ответа студента с содержанием банка ответов, и в соответствии с выбранным режимом оценивания, фиксирует оценку ответа в баллах.
Протоколы, статистика. Записывает в память компьютера фамилию студента, дату экзамена, распределение набранных баллов.
В такой системе, как утверждают авторы исключено угадывание и списывание. Подавляющее большинство вопросов сформулировано не традиционно, поэтому готовых ответов на них в учебниках нет, следовательно у студентов на экзамене появляется возможность разрешенного доступа к литературе.
В настоящее время компьютерное тестирование успешно используется также в СибАДИ на кафедре “ВТ и САПР” при изучении курса “Информатика” /8/. После определенного цикла лабораторных работ студенту предлагаются тесты по определенной теме данного курса. Тесты включают в себя вопросы по правильному написанию и оформлению пройденных программных операторов или конструкций. Так, например, в одной из предлагаемых задач теста необходимо указать правильное написание оператора ввода простой переменной. На экране представлено несколько вариантов ответов, среди которых может быть несколько правильных, а не только один.
Также тесты включают в себя небольшие фрагменты программ, просмотрев которые, студенты должны определить, что выполняет данный фрагмент, и вычислить значение, полученное в результате решения данной задачи. Для выполнения таких тестов студент должен знать не только конструкции программных операторов, но и уметь логически мыслить, а также анализировать ответы.
В разработанных тестах содержится по 10 вопросов. Для обработки тестов была написана контролирующая программа.
Во время контрольных мероприятий студент за компьютером отвечает на вопросы, высвечивающиеся на экране, и в конце тестирования получает оценку по пятибалльной шкале.
Раньше при старой системе проведения экзамена по курсу “Информатика” требовалось довольно много времени для опроса всех студентов. В настоящее время теоретической частью экзамена является тестирование. Для охвата всей темы в тесте предлагается 30-40 вопросов. По окончании проведения контроля оценку ставит сама машина.
На этой же кафедре (“ВТ и САПР”) метод компьютерного тестирования вот уже несколько лет применяется в курсе “Теории вероятности и математической статистики” /10/. На практическом занятии после обсуждения определений, формул и типовых задач студенты начинают самостоятельную работу с тестами. Тестирование рассчитано на 40 минут. При такой организации работы преподаватель выступает в роли консультанта, имеет возможность обсудить практически с каждым наиболее трудные моменты и ошибки. За отведенное время студент успевает разобрать 10-15 задач вместо обычных 3-4.