Учитель гуманизма
5. В классе постепенно создается климат, облегчающий учение. Вначале им руководит фацилитатор. Со временем обучаемые создают его и поддерживают сами. Взаимообучение становится доминирующим.
6. Все направлено на поддержание постоянного учебно-воспитательного процесса. Содержание обучения, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.
В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протяжении его обучения. Он будет:
· принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;
· находить выход для своего творчества;
· более экспрессивен в своих чувствах, мыслях, делах;
· развивать доверие к себе и одобрение своих действий;
· открывать, что учиться интересно;
· ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу;
· любить и уважать учителей так, как они любят его;
· находить в школе место для своих увлечений;
· развивать свои знания о способах и источниках накопления знаний;
· открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации и самодисциплины;
· открывать, что такое обучение дает большое удовлетворение;
· выполнять задания совместно с другими, овладевая навыками социального поведения.
Учителем-фацилитатором может быть не каждый. Кандидат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он должен ответить на сформулированные К. Роджерсом вопросы. Попробуем?
1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир растущей и развивающейся личности? Сможешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?
2. Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экспрессивных взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть собой в интенсивных групповых отношениях с молодежью?
3. Сможешь ли открыть заинтересованность каждой личности и позволишь ей развивать ее независимо от того, чем это закончится?
4. Сможешь ли помочь молодым людям сберечь одну из наиболее ценных особенностей - заинтересованность собой и окружающим миром?
5. Сможешь ли проявлять творчество в создании для молодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих ее интерес?
6. Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обучение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?
7. Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, проникающими в идеи, и идеями, проникающими в чувства, экспрессией, захватывающей личность?
«Если кто-то каким-то чудом ответит «да» на большинство этих вопросов, - заключил К.Роджерс, - то он сможет облегчить жизнь своим школьникам, поможет развитию широких возможностей молодых людей».
1 ДьюиДж. Школа и ребенок. — М.; Пг., 1923. — С. 8.
2 См.: Шварцман КЯ. Философия и воспитание. — М., 1989. — С. 73—74
1 Цит. по: Общие основы педагогики. — С. 355—356.
1 Цит. по: Общие основы педагогики. - С. 378.