Введение
Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных и муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2].
Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%[3].
За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.
Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.
В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер их взаимоотношений.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение исторического анализа развития системы среднего профессионального образования с конца XIX века по сегодняшний день.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы среднего профессионального образования в России;
- анализ современного состояния системы среднего профессионального образования;
- выделить проблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образования в России.
- в процессе развития системы среднего профессионального образования исследовать изменение функций данного социального института (на примере Лицея № 105 г. Волгодонска Ростовской области) .
Объектом исследования является история развития системы среднего профессионального образования Российской Федерации.
Предметом исследования влияние развития среднего профессионального образования на совершенствование научной подготовки выпускников средне-профессиональных учебных учреждений.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития системы среднего профессионального образования в России.
Теоретико - методологической базой выпускной квалификационной работы явились концептуальные разработки отечественных ученых в области педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой истории развития и совершенствования системы среднего профессионального образования в России. Среди большого количества работ на данную тему можно выделить несколько в большей степени связанные с исследуемой проблемой, и в частности, работы Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, Г.М. Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др.