Совместимость учебной и воспитательной деятельности учителя.
В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является их пропорциональность, т.е. соотношение.По этому поводу хорошо сказал Сухомлинский:
"Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что подлинная школа - это не только место, где дети приобретают знания и умения.Учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка.Чем ближе я присматривался к тому, что мы все привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений.Человек, который встречается с учениками только на уроке, - по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, - не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем.Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей."
И далее:"С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка - застегнутая на все пуговицы рубашка.Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем, имеющих место в отдельных школах, - это взаимное недоверие и подозрительность: иногда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак в одном из писем напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему.Это очень тонкая мысль, в сущность которой нам, педагогам, надо глубоко вникнуть".
Таким образом, чтобы быть хорошим педагогом, нужно, чтобы дети тебя воспринимали не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга!Учитель, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела.
Здесь я хотел бы привести пример из личного опыта.Я хочу рассказать про преподавателя, прекрасно совместившего учебную и воспитательную часть работы.
Эта преподаватель работает в нашем <Саратовском.- примеч.авт.> Пединституте на кафедре русского языка и литературы дефектологического факультета.Она у нас вела русский язык на вечерних подготовительных курсах.Так как нас готовили к вступительным экзаменам, то в ее задачу входила выработка у нас грамотной речи, а не только грамотного письма, чтобы мы не опозорились перед экзаменаторами.Она сумела организовать эту работу так, что мы даже и не догадались, на что она была направлена.После написания диктанта (а это было на каждом занятии), мы ждали, пока она их проверит.И во время проверки она нам говорила каждый раз:"Расскажите мне что-нибудь, что у Вас там в школе сегодна интересного".И мы ей действительно рассказывали, причем не только интересное, но и различные ситуации и положения, в которые попадали и в которых нужен был совет друга.И она нам давала такой совет, совет не учителя, не вузовского "препода", а ТОВАРИЩА!Мы рассказывали ей не только потому, что она нас об этом просила, а потому, что мы ей доверяли как самому близкому человеку.
Я считаю, что достигнуть этого, чего достиг этот человек, далеко не каждому удается.И я изо всех сил буду стремиться к этому.