Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования
Внедрение и бурное развитие системы "Интернет" вызвало потребность отбора и использования научного содержания предметных и образовательных областей знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Новые экономические отношения делают содержание и результат его освоения в виде образования товаром на рынке труда. Поэтому резко возрастает качественно-количественная характеристика содержания образования, эффективность отбора в соответствии с потребностями и методики овладения содержанием.
Содержание образования как правило устанавливается образовательными стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний, умений и навыков основ наук.
Современные теории обучения, в частности, проектно-созидательная, ориентированы в первую очередь на приобретение умений конструирования целостной мировоззренческой картины бытия. Накопленный багаж знаний в предметно ориентированной системе образования становится зачастую невостребованным в новых рыночных отношениях. Поэтому возникла потребность реформирования сложившейся системы образования.
Содержание образование трактовалось ранее как педагогически обоснованные основы наук, изучаемые в школе [2]. Существовавшие концепции оставляли в стороне такие качества личности как способность к самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и направлены были на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом обществе. Это с точки зрения мировоззренческой ориентации сциентистское определение, так как абсолютизирует роль науки в системе культуры человеческого общества.
Личностно ориентированное образование с конструктивно-деятельностным подходом ориентирует на всестороннее развитие, проблемное обучение, внимание к философскому, методологическому и теоретическому развитию педагогической науки и практики. Сюда же относится и культурологический подход, концепция которого рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте. Содержание, помимо готовых знаний и опыта осуществления деятельности по привычному стандарту, по образцу, включает и опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-деятельностных отношений.
Таким образом, новое содержание образования и соотнесенные с ним методы обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский) образуют систему педагогической деятельности, открывающую возможности формирования личности человека, приобщенного к гуманистической культуре.
Дидактика различает две стороны обучения: процессуальная (динамика) и содержательная, которая реально может быть реализовано в педагогической деятельности.
Построение содержания образования осуществляется на основании общих целей образования, выраженных в терминах философии и социологии. Затем эти цели конкретизируются в психологических представлениях о тех качествах личности, которыми должен обладать образованный человек. Наконец, цели образования и описание пути их достижения переводятся на язык каждой науки.
Таким образом, содержание образования выступает как социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением.
Этапы построения модели содержания образования могут быть следующими.
1. Уровень общего теоретического представления, на котором системно отражаются все педагогические цели в виде состава (элементов) и структуры (связях) и функциях передаваемого социального опыта в его педагогической трактовке. В общем виде устанавливается, чему нужно и возможно научить учащихся, выделяется каждый крупный элемент содержания, воплощающий определенную цель (В. В. Краевский).
Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.
Итак, структура содержания образования - знания, умения действовать по образцу, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, личностные ориентации. В ней каждый предшествующий элемент служит предпосылкой к последующему.
На первом уровне устанавливается, какие социального опыта необходимо включить в содержание образования, намечается в общем виде минимум знаний и умений, которыми должен обладать выпускник средней школы согласно образовательному стандарту: основные исторические сведения, чтобы их применять, минимум общих умений, допредметные связи, переходящие в межпредметные на втором уровне.