Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО, УМК, ТСО и др.)
В модели профессиональной педагогической культуры (ППК) инженерной преподавательской деятельности преподавателя рассматриваются следующие компоненты:
- аксеологический как совокупность ценностей: знания, идеи, концепции, умения, которые и составляют гуманистическую технологию педагогических действий;
- технологический как способы и приемы педагогической деятельности, формирующие ценности и культуру педагога;
- личностно-творческий как способность преобразовывать и интерпретировать личностью осваиваемые ценности.
ППК - мера и способ творческой самореализации в различных видах педагогической деятельности по усвоению, передаче и созданию педагогических ценностей и технологий. Формирование ППК - овладение педагогическими технологиями общения, импровизации, приемами и способами учебной, научной, инженерной деятельности студентов, управление собственной деятельностью.
Присущие творческой личности в инженерной деятельности преподавателя черты: риск, независимость суждений, познавательная активность, находчивость, проблеморешаемость, критичность, самобытность, смелость, юмор и т. д.
Критерии качества педагогического творчества и культуры:
- ценностные отношения к педагогической реальности (субъект-субъектные отношения);
- технолого-педагогическая подготовленность (умения);
- интегративность видов педагогической культуры;
- развитость педагогического мышления (проблемный поисковый характер, гибкость, вариативность, самостоятельность решений);
- самосовершенство (частная педагогическая система, оценка своего опыта и опыта коллег).
Профессиональные и личностные качества преподавателя оцениваются по следующим показателям: логика, доступность и ясность изложения учебного материала, разъяснение сложных мест, выделение главного, активность, интерес аудитории и слежение за ее реакцией, дискуссия, взаимность вопросов и ответов, культура речи, темп, снятие усталости аудитории, профориентация, создание дидактических средств обучения, доброжелательность, терпение, требовательность, объективность, эрудиция, внешний вид и многие другие.
Вопросы для самопроверки:
1. Структура информационно-предметного обеспечения (ИПО) учебного процесса профессионального обучения.
2. Средства преподавания общетехнических дисциплин в профессиональном обучении.
3. Учебное оборудование для профессионального обучения.
4. Содержание инженерного учебно-методического комплекта.
5. Структура и содержание учебно-материальной базы (УМБ) преподавания дисциплин профессиональной подготовки.
6. Опорный конспект, его структура, содержание.
7. Программные средства профессионального обучения.
8. Компоненты профессионально-педагогической культуры преподавателя профессионального обучения (аксеологический, технологический, личностно-творческий).
9. Критерии качества педагогического творчества и культуры.
10. Профессиональные и личностные качества преподавателя профессионального обучения.