Категории педагогики

Вопросами обучения занимается наука педагогики, поэтому ниже приведены основные ее понятия, применяемые в данном учебно-методическом пособии.

Педагогика – это наука, объектом которой является сфера обучения и воспитания людей, а предметом – закономерности процессов, происходящих в этой сфере.

Предметом педагогики определяются ее категории, т.е. присущие прежде всего данной отрасли знаний основные понятия, которыми она оперирует. Это такие понятия, как образование, обучение, воспитание, развитие, саморазвитие людей всех возрастов [4].

Образование – это созидание человека, зафиксированное достижение уровня культуры, профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, или деятельность людей, направленная на приобретение знаний.

Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности учащегося путем приобщения его к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения.

Воспитание – целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности.

Развитие – изменение во внутреннем мире, облике человека, в результате внешний влияний и его собственной активности или деятельность по достижению такого результата.

Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала в процессе естественного физиологического, физического, психического и социального развития.

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой

.