Общие принципы дидактики
В современной дидактике сформулирована система принципов, в которую вошли как классические, давно известные принципы, так и появившиеся в ходе развития науки и практики. Ниже приведены основные из них.
Принцип воспитывающего обучения.
Его сущность реализуется при решении воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы. Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения человек развивается, изменяется его духовный мир, развиваются познавательные способности, его самооценка, вырабатываются волевые качества, навыки общения и т.д.
Научность обучения.
В процессе обучения научные знания должны излагаться в той интерпретации, которая дается современной наукой с постепенным приобщением учащихся к методам науки.
Связь теории и практики
реализуется через применение знаний в упражнениях, в решении задач, практических работах. Этот принцип реализуется также путем приобретения личного опыта в самостоятельном поиске. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке, способствует осмысленному их усвоению.
Сознательность и активность учащихся.
Этот принцип в обучении реализуется путем самостоятельного добывания знаний, когда учащийся преодолевает трудности, делает вывод и обобщения, овладевает способами добывания знаний.
Системность в усвоении знаний.
Системность создается в сознании учащегося путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения связей, существующих в самой действительности.
Наглядность
(принцип единства конкретного и абстрактного). Этот принцип называют золотым правилом дидактики.
Доступность обучения.
Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого – к далекому", "от простого – к сложному", "от более легкого – к более трудному", "от известного – к неизвестному".