Формирование тезауруса

Обучение можно представить как процесс формирования в сознании человека модели предмета, который он изучает. Считается, что обучение проходит успешно, если созданная учащимся модель максимально соответствует исходной модели [11].

Знания человека структурно можно представить как систему понятий и их взаимосвязей. Иерархическую структуру понятий и отношений между ними называют тезаурусом.

Таким образом, тезаурус структурно можно представить как систему кубиков понятий, пронизанных взаимными связями. Тезаурус – это основа знаний человека, а обучение – процесс увеличения тезауруса. Когда человек читает книгу, то он встречается со старыми и новыми понятиями. Старые понятия благодаря существующим взаимосвязям, определенным образом отражаются в сознании и становятся понятными. Если встречается новое понятие, то оно не понятно, так как его взаимосвязи со старыми понятиями пока не установлены и не закреплены. Новое понятие не воспроизводится в сознании человека даже тогда, когда в нем возникает потребность. Необходимы время, упражнения, тренировки для установления взаимосвязей нового понятия со старыми. После этого тезаурус обучающегося будет увеличен, и новое понятие будет воспроизводиться в любых условиях.

Из сказанного следует, что излагаемый новый материал в книге должен даваться малыми порциями и сопровождаться достаточным количеством задач, упражнений, контрольных вопросов.

1.7. Приемы подготовки учебного материала

Современная образовательная технология интегрирует предшествующие достижения педагогической теории и практики. Интеграция осуществляется по различным направлениям. Некоторые из них приведены ниже.

Сжатие.

Текстовая информация не соответствует современным требованиям. Объем ее в мире увеличивается ежегодно на 60 000 000 страниц. Только в России издается около 15 000 газет и журналов. В этих условиях информация, подготовленная для учебных целей, должна быть сжатой, компактной, удобной для усвоения. Информация должна быть классифицирована и систематизирована. Классификация позволяет отобрать самую важную информацию, а систематизация помогает из разрозненных фактов, помещенных в различных источниках информации, составить представление о проблеме в целом.

Системность.

При изучении учебного материала часто используются методы анализа и синтеза. Анализ – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения объекта на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Синтез – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей объекта в единое целое.

Методы анализа и синтеза взаимно дополняют друг друга. Чтобы приступить к анализу, надо зафиксировать объект как целое, как систему. Если объект рассматривается как система, то становится возможным ее расчленение на составляющие подсистемы. Внутри подсистемы устанавливается иерархия элементов. Так достигается главное свойство системы – целостность.

Системный подход в изложении учебного материала дает целостное представление об учебной дисциплине, ее правилах и законах, показывает связи между разделами. Системность в изложении теоретических сведений повышает их обучающую силу. Это не исключает, а предполагает дидактическую направленность учебного материала, что должно проявляться в определении основных понятий, в отборе, порядке расположения и способе рассмотрения вопросов учебной дисциплины, как составных частей системы [4].

Специалисты шутят: для обычных людей 2 + 2 = 4, а для системников – 4 и еще кое-что. Это выходящее за рамки здравого смысла “еще кое-что”, есть результат давно замеченного дополнительного эффекта системы: сочетание различных факторов в целое способно рождать новое качество, недоступное ни одному из них, взятому отдельно. Например, возьмем три элемента: трубопровод с потоком ацетилена, трубопровод с потоком кислорода и корпус. Объединив их в единое целое, получим газовую горелку. Ее суммарный эффект равен сумме эффектов указанных элементов, да еще кое-что. Это “еще кое-что” есть факел пламени с высокой температурой, способный резать металл.

Таким образом, системный подход предполагает, что тот или иной объект рассматривается как система с множеством различных элементов и связей между ними. Такой подход предписывает анализировать не только целесообразность функций элементов, но и структуру взаимосвязей элементов, способы их связей.

Научность.

Система науки и система образования – два взаимосвязанных но разных явления. Назначение науки – добывать знания, а главная функция образования – освоение знаний, формирование способности применять знания [12]. Для добывания знаний наука создает свои приемы, процедуры.

Для того, чтобы войти в содержание образования, результаты научных изысканий должны быть педагогически переработаны, преобразованы педагогическую систему. Инструментом педагогики является методика.

Перейти на страницу: 1 2 3