Роль преподавателя и учебника

В центре образовательного процесса всегда находятся преподаватель и студент, которые используют в качестве средства обучения учебную книгу.

Если цель обучения заключается в сообщении сведений по учебной дисциплине, то задача преподавателя состоит в наиболее удобопонятном изложении своего предмета, Сообщение должно быть интересно, живо, подробно, снабжено иллюстрациями, связано с предыдущими сведениями. Сообщение должно ярко запечатлеться в памяти студентов.

Поскольку учебная информация изложена в учебнике, то преподаватель незаменим лишь постольку, поскольку устное сообщение по живости и наглядности всегда превосходит письменное. Учебник в данном случае выступает в качестве книги для чтения. Конечно, он должен быть хорошо издан, написан живым языком, снабжен разъясняющими и способствующими запоминанию предмета иллюстрациями.

Если преподаватель хорошо владеет содержанием учебника, то его задача сводится к сообщению сведений. Этому служит специальная, основанная на психологии техника преподавания, знание и владение которой составляет основу педагогической подготовки [17]. Зачастую такая подготовка значимее хорошего знания преподаваемой учебной дисциплины. Преподаватель, который меньше знает предмет, но умеет живо и интересно передать его учащимся, лучше преподавателя, прекрасно знающего свой предмет, но не владеющего техникой его изложения. Поскольку преподаватели могут быть разными, то в передаче учебной информации между преподавателем и учебником нет принципиального, существенного различия. Учебник к тому же выполняет организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет возможности преподавателя.