Образовательная среда и дополнительное образование.
Вследствие объявленной государством деидеологизации образования и социальной нестабильности страны, в настоящее время остро встал вопрос социализации
детей и юношества. Естественно, социализация включает в себя такое развитие, обучение и воспитание ребенка, в результате которого он будет подготовлен к активной самостоятельной жизни в обществе, имея ввиду, как минимум, семейный, профессиональный и социальный (личностный и межличностный) аспекты жизнедеятельности индивида.
Осознавая противоречие между социальным запросом на образование и традиционными методами обучения и воспитания, педагоги — ученые и практики — стали обращаться к поиску образовательных технологий, построенных на иных принципах, и прежде всего к развивающим
и/или личностно-ориентированным
подходам к обучению.
В настоящее время, в соответствии с целями обучения,
выделены три категории таких образовательных парадигм: образовательные
(ускоренное и/или обогащенное обучение), образовательно-развивающие и развивающие
(мышление и/или личность).1 При этом кроме традиционного фронтального метода работы, активно используются методы групповой и индивидуальной (индивидуальная программа обучения) работы.
Однако, за небольшим исключением, соотношение обучения и развития остается прежним. Обучение влечет за собой развитие учащихся в той мере, в какой мере предметная логика учебной дисциплины соответствует логике психологического развития способностей и личности учащихся. Понятно, что чаще всего эти логики не совпадают друг с другом, что заставляет педагогов обращаться к психологии за коррекционной поддержкой. Поэтому возникла необходимость выявления и анализа психологических сходных оснований построения традиционных и современных образовательных парадигм.
С точки же зрения психологических оснований
в настоящее время используются три основных подхода к обучению и развитию:
а) дидактический —углубление и расширение предметного обучения,
б) дидактико-психологический
— сочетание предметного обучения с психологическими уроками развития и поддержкой со стороны психологической службы,
в) психолого-дидактический (психодидактический) —
приоритетное использование психологии развития и методов развивающего образования в качестве исходного основания для построения образовательной технологии. В последнем случае целью учебного процесса становится не просто достижение определенного уровня знаний умений навыков, а создание условий собственно осуществления развития способностей и личности, учащихся иными словами, прежде чем говорить о дидактическом проектировании занятия, необходимо осуществить его психологическое проектирование.
Это проектирование может осуществляться двумя путями (методами) Один из них это так называемые теории развивающего обучения,
наиболее известной из которых является концепция Эльконина - Давыдова, хотя есть и другие: концепция умственного развития "по Менчинской", школа диалога культур "по Библеру", "школа Шаталова", "школа Амонашвили", проблемно-диалогическое обучение "по Матюшкину", развивающее обучение "по Гилфорду", личностно-ориентированное "по Якиманской" и т.д. Их объединяет и в то же время отличает друг от друга использование в качестве исходного основания построения дидактического компонента обучения той или иной психологической теории, определяющей закономерности развития определенной (обычно, мыслительной, реже, личностной) способности ребенка. Например, мышление на основе эмпирического типа обобщения ("по Менчинской"), или мышление по теоретическому типу обобщения ("по Давыдову"), или развитие личности "по Амонашвили".
Другой путь психодидактического проектирования образовательной технологии, который, в отличие от развивающего обучения, мы называем развивающим образованием,ориентирован:
• во-первых, на создание образовательной среды(условий), создающих возможность для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей и личности каждого учащегося, в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом;
• во-вторых, на комплексное развитие различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Таким образом, проектирование учебной деятельности в русле развивающего образования становится комплексной психо-дидактической проблемой.
Принципиально, что при этом базовый (или повышенный) уровень "знаний-умений-навыков" превращается из цели обучения в средство развития