Как помочь ребенку овладеть навыком письма.
. Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немножко виден.
Упражнение «Попади в точку»
. Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 –15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
Упражнение «Обведи квадрат»
. Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.
Упражнение «Дорога»
. Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.
Письмо – это « разговор с белым листом бумаги ». А рисунок – естественный предшественник этого будущего «разговора с белым листом». Рисуя, ребенок тренирует свою руку для письма, совершенствуются ее движения.
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки : это рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности представлены в таблице :
Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании. |
Характер движения руки, положение тетради, карандаша при письме. |
Локоть и кисть ведущей руки находятся на весу. |
Локоть и кисть ведущей руки лежат на столе. |
Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано. |
Кисть повернута книзу с опорой на мизинец. |
Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша. |
Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша. |
Бумага лежит прямо, ровно от края стола. |
Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен на середину груди. |
Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно. |
Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движения не проводятся. |
Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями. |
Движения руки строго ограничены. |
Вместе с тем рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов : в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Хорошо подготовить руку ребенка к письму поможет рисование орнаментов на листах в клетку ( графические упражнения ) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается. Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной деятельности пяти – шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими воспитателями или родителями.