Неправильно сформированный навык письма. Формы и методы исправления неправильного двигательного навыка.
Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение ( а затем и рисование ) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
III. Экспериментальная часть.
Состояние общей (координация движений) и тонкой моторики ребенка в подготовительной к школе логопедической группе МДОЦ № 56.
Анализ речевых карт детей + задание на работу с шаблоном и штриховка ( по образцу ).
Количество детей :
10 человек, из них мальчиков – 6, девочек – 4.
Образец : Шаблон :
Долгополов Миша.
Нарушена осанка, движения не скоординированы, состояние тонкой моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.
Зиберова Таня.
Координация движений соответствует возрастной норме. Состояние тонкой моторики удовлетворительное. Ведущая рука – правая.
Иволга Ваня.
Координация движений в норме, состояние тонкой моторики удовлетворительное, ведущая рука – правая.
Маслов Саша.
Нечеткая координация сложных движений, недостаточна ловкость выполнения. Недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Ведущая рука – правая.
Мутовчи Стас.
Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Мелкая моторика рук недостаточно развита и скоординирована. Ведущая рука – правая.
Николаенко Лилия.
Нечеткая координация движений, состояние тонкой моторики неудовлетворительное. Ведущая рука – правая.
Оленева Яна.
Движения замедленны, не всегда скоординированны. Ведущая рука – правая.
Пензева Ира.
Координация движений не удовлетворительная, состояние тонкой моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.
Разгулин Саша.
Координация движений в норме. Состояние тонкой моторики удовлетворительное. Ведущая рука – правая.
Селюков Игорь.
Координация сложных движений соответствует возрастной норме, координация пальцев недостаточна. Ведущая рука – правая.
Вывод :Проанализировав состояние общей и тонкой моторики в подготовительной к школе логопедической группе, можно сделать вывод, что в большинстве случаев наблюдается отставание в развитии данных функций, что связано с недостаточно развитой речью и речевыми нарушениями.
Таким образом, подтверждается тесная взаимосвязь между уровнем развития речи и состоянием двигательного развития ребенка.
Вывод по курсовой работе :
Основной задачей семьи и ДОУ (школы) наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей. Рост и развитие ребенка обусловлены динамическим взаимодействием внешних и внутренних факторов. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы.
Педагогическая коррекция моторики и сложнорефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма. Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием : «Все из рук валится», «руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводится в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.