Основы методики профессионально-прикладной физической подготовки
Перенос при функционировании сформированных навыков характеризуется, способностью применить их в иных, изменившихся условиях. Речь здесь 'идет о прикладных навыках, которыми овладевают учащиеся в процессе физического воспитания с целью дальнейшего их 'применения как «фоновых» 'в трудовой деятельности (например, навыках лазания у рабочих-строителей).
Установлено, что с увеличением прочности, стабилизации двигательного навыка возрастает его положительный и ослабевает отрицательный перенос. Положительный перенос при функционировании находится также в прямой зависимости от гибкости, приспособительности и, следовательно, переключаемости выработанного двигательного навыка. В силу отмеченной связи вариативность условий обучения, осуществляемая на этапе совершенствования, способствует последующему переносу умений и навыков.
Итак, учет закономерностей переноса тренированности — необходимое условие обоснованного подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки для направленного развития организма. Сознательное управление процессами переноса позволяет успешнее решать поставленные задачи.
При подборе средств профессионально-прикладной физической подготовки необходимо исходить из критерия однонаправленности воздействия на функциональные системы организма специальных упражнений и конкретного процесса труда и его условий, а также критерия непосредственной прикладности изучаемых форм движений для данной профессиональной деятельности. Последний критерий учитывается при подборе упражнений для формирования вспомогательно-прикладных двигательных навыков.
Подбор средств на основе выделенных критериев будет как бы моделировать ('воспроизводить) рабочие нагрузки, ситуации выполнения действий, отдельные вспомогательно-прикладные формы движений и условия деятельности, присущие конкретной профессии.
Однако такой подбор средств и их использование отнюдь не означает имитацию трудовых движений в целом или по элементам.
Применение критериев подбора специальных средств требует точных знаний психофизиологических особенностей конкретной профессиональной деятельности и обусловливающих их причин.
В процессе трудовой деятельности все системы организма человека приходят в состояние активности. Однако каждый трудовой процесс характеризуется преимущественным напряжением определенных функциональных систем: корковых и подкорковых механизмов центральной нервной системы, вегетативных функций, определенных групп мышц и т. д. В результате этого функциональные системы организма в неодинаковой степени участвуют в процессе труда, что и приводит к образованию специфических структур психических и физических качеств у представителей различных профессий. Все специфические качества, входящие в такие структуры, принято называть профессиональными. Причем в каждой структуре качеств (способностей) выделяют ведущие — центральные звенья, которым принадлежит решающая роль в обеспечении высокой работоспособности и достижении профессионального мастерства.
Для раскрытия закономерностей формирования структуры профессиональных качеств важное значение имеет исследование специфического влияния объективных факторов труда на организм человека. При этом надо принять во 'внимание как положительные факторы, оказывающие тренирующее воздействие, так и отрицательные, которые в гигиене труда относят к категории «профессиональных вредностей».
Исходным в таком анализе является положение о единстве, неразрывной взаимосвязи субъективных и объективных сторон труда.
Физиологические и другие изменения в организме человека специфичны и зависят от характера выполняемой работы и 'влияния особых внешних условий. Учет данного факта имеет принципиально важное значение для правильного осуществления прикладной физической подготовки.
Понятие «характер трудовых двигательных действий» — обобщающее. Оно отражает, прежде всего, функциональное содержание труда и связанные с ним (через технологию производства и аппаратурное оформление) самые существенные специфические особенности рабочих приемов (действий). Приемы представляют собой конкретные объективные факторы, обусловливающие различные воздействия на организм человека в процессе труда.