Бюджетное финансирование учебных заведений
Кроме того, Минобразования предлагало выпустить облигации на сумму задолженностей по коммунальным платежам на 1 сентября 1998 г.; установить порядок финансирования вузов через министерство; установить перечень платных услуг вузов и школ; сохранить льготы по налогу на прибыль, используемую на цели образования; не взимать налог с продаж с внебюджетных доходов государственных вузов и школ; не взимать таможенные сборы и НДС с пожертвований и дарений образовательным учреждениям; освободить физические лица от подоходного налога в части их расходов на оплату образовательных услуг государственных вузов и школ; сохранить льготы в налогообложении земель и имущества образовательных учреждений.
В подготовленном пакете были предложения о структурной перестройке начального и среднего профессионального образования, о предоставлении министерству права собственника на имущество образовательных учреждений федерального подчинения и о внедрении образовательного страхования.
Перечисленные предложения Минобразования по экономии выделяемых ему бюджетных средств были выборочно включены в постановление правительства от 17 июня 1998 г. № 600, которым была утверждена "Программа экономии бюджетных средств". Но в нем отсутствовали меры по структурной перестройке и внедрению в сферу образования новых организационно-экономических механизмов, зато было предусмотрено упорядочение действующих норм оплаты труда педагогов. Образовательным организациям разрешили самостоятельно устанавливать надбавки и доплаты учителям за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и лабораториями - конечно, если на то у организации есть деньги. А поскольку их нет, это равнозначно ликвидации самих доплат, что вызвало резкий протест педагогов и самого министерства. После событий 17 августа 1998 г. реализация предложений министерства оказалась еще более проблематичной, хотя их актуальность не уменьшилась. Поэтому остановимся на некоторых из них более подробно.