Специфические моторные нарушения артикуляционного аппарата при различных формах дизартрии.
Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы.
Все эти 4 формы дизартрии встречаются реже, чем псевдобульбарная дизартрия (96%). Эту форму дизартрии дифференцируют по степени нарушения артикуляционной или речевой моторики на 3 степени.
I степень – самая тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии – характеризуется глубоким поражением мышц и частичной, а иногда и полной бездеятельностью речевого аппарата. Речь при этой форме дизартрии напряжена из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.
Причина возникновения тяжелой формы псевдобульбарной дизартрии – одностороннее поражение в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга.
II степень псевдобульбарной дизартрии (средней тяжести) характеризуется тяжелым дефектом звукопроизношения, как следствием нарушения функции артикуляционного аппарата.
Для детей с этой степенью дизартрии амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограничены: ребенок не может поднять язык вверх, повернуть вправо, влево, удерживать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое небо бывает часто малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение.
Причина псевдобульбарной дизартрии средней тяжести – одностороннее поражение коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга.
III степень псевдобульбарной дизартрии – легкая степень и характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.
Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ.
Причиной легкой степени псевдобульбарной дизартрии является одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины.
Во всех случаях псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранены.
Для псевдобульбарной дизартрии в целом характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности – статическая форма псевдобульбарной дизартрии.
Патетическая форма наблюдается реже, провялясь в понижении мышечного тонуса в отдельных мышечных группах.
При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата.
Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык на средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.
Боковые движения высунутого языка отмечаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остается пассивным и обычно напряженным.
Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка и истощаемость движения.
Состояние артикуляционной моторики, отклонения в ней при различных формах дизартрии зависят от локализации очага поражения ЦНС. Каждая из перечисленных форм дизартрии имеет свою специфическую картину нарушения речевой моторики и, как следствие, нарушения звукопроизношения. Табл. 2. 10.
Таким образом, данные о состоянии артикуляционной моторики, полученные при обследовании звукопроизношения, могут служить дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений, в частности дислалии и дизартрии.