Обследование артикуляционной моторики в структуре диагностики произносительных дефектов.
· надуть щеки (обе попеременно левую, правую);
· втянуть щеки;
· открывание и закрывание рта;
· рот полуоткрыт, широко открыт, закрыт;
· имитация жевания;
Обследование желательно проводить в игровой форме.
2) Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляционного аппарата, необходимо отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера:
· Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;
· Зубы: неправильный прикус и посадка зубов (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, с промежутками, отсутствие резцов.
· Язык: наличие массивной и короткой подъязычной связки; язык большой, узкий;
· Твердое небо: узкое, куполообразное, плоское;
· Мягкое небо: короткое мягкое небо, раздвоенный мягкий язычок, его отсутствие;
3) При обследовании артикуляционной моторики как при дисламии, так и при дизартрии оценивается сила артикуляционных отношений движений (слабые, сильные), точность (неточные, полный), переключаемость (медленная, быстрая). Отмечается быстрота формирования артикуляционного уклада и длительность удержания позы. При дизартрии обращается внимание на наличие или отсутствие синкенезий, девиации языка.
Упражнения для обследования артикуляционной моторики используются аналогичные упражнениям для изучения двигательных функций речевого аппарата у детей с дислалией:
· Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед;
· Движение языка: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево, распластывание языка, высовывание языка «жалом»;
· Состояние мягкого неба: поднимание небной зановесочки при энергичном произнесении [а], наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерности утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому небу).
При очень тяжелом случае псевдобульбарного паралича могут отсутствовать произвольные движения губ, языка и других органов артикуляции. В таких случаях необходимо обнаружить некоторые рефлекторные движения: вытягивания губ на подносимую пищу, раздвигание губ при улыбке и т.д.
Задания для изучения артикуляционной моторики могут быть следующими:
· Упражнение «Лопатка» («Блинчик») – сделать язык широким и распластанным;
· Упражнение «Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным;
· Упражнение «Оближи губки» - облизать поочередно верхнюю, нижнюю губы.
· Упражнение «Вкусное варенье» - облизывать верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз.
· Упражнение «Качели» - потянуться языком к носу, подборку, чередуя эти положения;
· Упражнение «Лошадка» - пощелкать языком, ме6няя темп и громкость;
· Упражнение «Жало – Лопатка» - чередовать положения в конфигурации языка «Жало» и «Лопатка»;
· Упражнение «Заборчик» - делать широкую улыбку, обнажающую зубы;
· Упражнение «Трубочка» - вытянуть губы в трубочку;
· Упражнение «Заборчик – Трубочка» - чередовать положения губ «заборчик» и «трубочка».
· Выдвинуть вперед челюсть, затем оттянуть челюсть назад.
При многообразии дизартрических расстройств выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии.
Наиболее легкая, так называемая стертая фора дизартрии (неярко выраженное нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией органов артикуляцией представляет особую трудность для дифференциальной диагностики и, следовательно, коррекции).