Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста и детей с интеллектуальной недостаточностью.
Временные представления у первоклассников формируются как и у дошкольников, прежде всего в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты, работы- все это помогает ребенку увидеть изменения времени, почувствовать течение времени. Программа предусматривает в 1 классе знакомство детей с названиями дней недели и их последовательностью. В качестве наглядного пособия полезно иметь в классе отрывной календарь, работать с которым надо научить детей. Начиная с 1 класса необходимо приступить к сравнению знакомых, часто встречающихся в опыте детей временных промежутков. Например, что длится дольше: урок или перемена, учебная четверть или каникулы, что короче по времени: занятия ученика в школе или рабочий день родителей? Такие задания способствуют развитию чувства времени. Далее дети приступают к сравнению возраста людей и овладевают важными понятиями: старше - моложе - одинаковые по возрасту.
В виду потребностей полезно ознакомить детей как по часам определить время.
Знакомство с единицами времени способствует уточнению временных представлений у детей. Необходимо формировать конкретные представления о каждой единице времени, добиваться усвоения их соотношений, научить пользоваться календарем и часами. Такие единицы времени, как месяц и год, сутки, час и минута, изучаются во 2 классе, а век и секунда - в 3 классе.
Программа по математике предусматривает наряду с рассмотренными величинами знакомство с емкостью и ее измерением с помощью литра, а также знакомство со стоимостью и скоростью. Изучение этих величин ведется по такой же методике и непосредственно связывается с обучением решению задач.[25, 303]
Эти особенности характерны для детей младшего школьного возраста с нормальным развитием. У детей с умственной отсталостью отмечается нарушение в работе всех анализаторов.
Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.
Диффузный характер отсталости приводит к нарушению личности ребенка в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов. [40, 155]
Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична.
Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание. Однако хорошо развита механическая память.
В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.
Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей.
Ощущение и восприятие- первая ступень познания окружающего мира. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.
Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей детально изучены многими психологами.
Эксперименты доказывают, что темп восприятий у умственно отсталых детей замедлен.
Замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала (умственно отсталые дети замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их нормально развивающиеся сверстники).
Следующей особенностью ощущений и восприятий умственно отсталых детей является их выраженная недифференцированность. Умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании.
Наиболее выраженная особенность восприятий детей с нарушением интеллекта - инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет у умственно отсталых детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.