Изучение временных представлений в начальной школе.
Практически в каждом классе есть дети, которые пришли в школу, не обладая элементарными математическими знаниями. Они с первых же уроков оказываются в тяжелом положении: на детей обрушивается лавина незнакомых фактов, понятий, представлений, что ученик не в силах их осмыслить и запомнить. К этому добавляется сознание того, что другим детям все дается легко. Ребенок начинает чувствовать себя неуютно, у него пропадает интерес к математике и вообще к школе. Поэтому, по крайней мере, для двух категорий учащихся первые уроки приносят разочарование.
Нужно построить изучение темы так, чтобы все ученики были вовлечены в активную и интересную для них учебную деятельность.
Предлагается методика изучения тем, независимо от того, умеет ребенок считать или нет, и выводы, которые делаются детьми на основе самостоятельных практических действий и наблюдений.
Изучение темы «Меры времени» в начальной школе начинаются с первого класса. Элементарные временные представления дети уже знают, умеют применять их на практике. Внимание этой теме уделяется на всех уроках, включая внеклассные занятия, экскурсии, наблюдения.
Строится последовательность заданий, где ученики должны прийти к новому знанию в результате самостоятельной практической и интеллектуальной деятельности- сравнения, анализа, обобщения. Понятие времени формируется в сознании, проходя последовательно ряд ступеней. Каждая ступень- это рассмотрение изучаемого понятия в новом аспекте. Все аспекты образуют в сознании ребенка множественность связей, что и является основой сознательного усвоения понятия.[45, 166]
Определяя методику, учитель должен учитывать, что понятие времени весьма отвлеченное.[27, 252]
На других уроках также происходит изучение временных представлений. Например: на уроке чтения или развития речи идут беседы о временах года, названии месяцев, на основе рассказов, сказок разных писателей. На уроке естествознания и природоведения изучение проходит в процессе наблюдений за временами года, ведется табель- календарь природы, по которому дети запоминают названия месяцев и их последовательность, число дней в месяце и неделе. Определение времени по часам так же можно включить в эти уроки. На уроках рисования могут зафиксировать сезонные явления, нарисовать часы и определить по ним время. На уроках труда также можно изготовить модель часов, по которым дети учатся определять время. На уроках музыки можно включить элементы формирования временных представлений у детей. Спеть песню, где говорится о каких- либо единицах времени, или рассказать в стихах.
В процессе такой работы у детей четко формируется представление о времени. Дети знают, что в году 365 дней, а 100 лет- это век, сколько секунд в минуте, а минут в часу, сколько месяцев в году, их последовательность и сколько дней в неделе и их названия. Все эти представления времени даются детям с 1 по 4 класс на различных уроках.
Изучение временных представлений в школе, конечно же дается и в школьной учебной литературе.
В учебниках математики тема “Меры времени” дана в полном объеме и по предусмотренной школьной программе.
Существуют также разные формы и системы обучения математике в школе.
Традиционная система обучению математике (формирование временных представлений)
2 класс (1- 3) М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.
Тема «Время и его измерение» идет после темы «Доли».
Изучение начинается с таких временных промежутков, как год, месяц, неделя. Для закрепления даются упражнения, задания. Далее, изучаются сутки, час, минута. На каждую тему отведено по 1 уроку. Но в зависимости от усвоения детьми учебным материалом, учитель может сократить или увеличить количество уроков по данной теме. Закрепление также проходит с опорой на действительность и личный опыт ребенка.
3 класс (1- 3, 1- 4) М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
Тема «Единицы времени» изучается в большой теме «Величины». Повторяется ранее изученные единицы времени и дети знакомятся с такими понятиями как секунда и век. Предлагаются для закрепления задания, как для самостоятельной работы, так и для всего класса. Дается таблица единиц времени для запоминания.