Методика формирования временных представлений в начальной школе.

В 3 классе таблица единиц времени пополняется - учащиеся знакомятся с веком и секундой. Конкретное представление о продолжительности секунды дети получают на основе наблюдения (устанавливают, что можно сделать за 1 секунду).

Век - самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторое представление о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей. Знания о системе единиц времени расширяются.

Дети узнают, что основными единицами измерения являются сутки - время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Из этих основных единиц образованы все остальные.

В 3 классе рассматривают простейшие случаи сложения и вычитания составных именованных чисел, выраженных в единицах времени. Преобразование чисел при этом выполняют попутно. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях рекомендуется чаще давать вычисления в сопоставлении.

Так же, как и во 2 классе для развития временных представлений используется решение задач.

В связи с изучением данной темы в 3 классе полезно провести внеклассное занятие, на котором поставить задачу - расширить знания детей о времени и его измерении, пробудить интерес к этому материалу.[25, 307]

Дети с нарушениями интеллекта во многом отличаются от нормально развивающихся детей.

В классах коррекции вспомогательной школы проводится также работа по изучению временных представлений у таких детей. Изучение временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с 1 класса. Дети уже имеют некоторые представления о времени, но сказать, пояснить и применить эти знания не могут.

Целью формирования является работа, направленная на повышение эффективности изучения временных представлений в классе.

Конкретные сведения о временных представлениях как день, ночь, вечер, утро, времена года, дни недели и месяц получают не только на уроке математики, но и на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром и др.[7, 23] Обучение проводится на всех уроках. Уделяется большое внимание формированию представлений о временах года, проводились практические занятия, экскурсии с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, в жизни людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного труда, музыки.

Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей, связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них при определении того или иного времени года по тем или иным временным параметрам.

У детей с выраженными нарушениями интеллекта формируется представление о названиях месяцев года, умения и навыки определения их последовательности, а также последовательности времен года.

Также проходит изучение понятий сутки, час, минута. Но все это дается детям с большими трудностями. Усвоение материала происходит только лишь в процессе практической деятельности, с использованием различных форм наглядностей: картинки с изображениями дня, ночи, вечера, утра; картинки с разными временами года, модель часов с движущимися стрелками и др. Закрепление проходит в форме дидактических игр, на уроках развития речи, рисования, музыки. В результате этого дети убеждаются и запоминают, как много разных явлений, событий, связанных с временами года и вообще со временем. Дети с умственной отсталостью, так же как и нормально развивающиеся дети, закрепляют материал на уроках математики разными видами упражнений. Например: что можно сделать за одну минуту, за один час и т. д. Учитель поясняет, что такое сутки, сколько суток в неделе. У таких детей в процессе изучения временных представлений возникают трудности. Для них нужно проводить больше занятий, которые формируют представления о времени. Материал повторяется по нескольку раз на протяжении двух- трех уроков, чтобы закрепить знания в памяти. А память у детей с недостатками интеллекта, как известно, слабая, ее нужно чаще подпитывать.

Пример дидактической игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.

Перейти на страницу: 1 2 3