Цель, задачи, методика и организация исследования.
Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей, которые появляются у детей с нарушениями интеллекта и у нормально развивающихся детей при усвоении временных представлений.
Задачи исследования:
1) дать анализ опыта работы в начальных классах при работе по формированию временных представлений
2) выявить трудности, возникающие у детей с нарушениями интеллекта при усвоении временных представлений.
Констатирующий эксперимент проводился в школе коррекции в классах для детей с нарушениями интеллекта и в общеобразовательной школе, начиная с 1 по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего мира, математики, развития речи и практической игры.
Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы школы коррекции: 1класс - 6 человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном обучении), 3 класс - 6 человек, 4 класс- 6 человек; все начальные классы общеобразовательной школы: 1 класс- 19 человек, 2 класс- 18 человек, 3 класс- 25 человек, 4 класс- 25 человек
Анализ методики работы по формированию временных представлений проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, математике, развитию речи, практической игре во всех классах.
Выявление трудностей у детей при усвоении временных представлений проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на уроках и анализа готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации, самостоятельные работы), тестовые работы, математические задачи, викторины, задачки- шутки, ребусы, кроссворды, математические диктанты.
Те трудности, которые явились типичными при усвоении временных представлений у детей с нарушениями интеллекта и у нормально развивающихся детей вынесены в таблицу.
Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 2 месяцев в каждом классе.