Уровень сформированности временных представлений, выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).
Временные параметры |
4 класс |
Изменения в природе и жизни людей |
35% |
Временные изменения |
50% |
Пространственные изменения |
30% |
Социальные явления |
35% |
Таблица № 3. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети).
Временные параметры |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Изменения в природе и жизни людей |
60% |
58% |
30% |
18% |
Временные изменения |
70% |
51% |
35% |
25% |
Пространственные изменения |
45% |
30% |
21% |
15% |
Социальные явления |
43% |
30% |
19% |
15% |
Таблица № 4. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети).
Временные параметры |
4 класс |
Изменения в природе и жизни людей |
10% |
Временные изменения |
18% |
Пространственные изменения |
10% |
Социальные явления |
9% |
Проанализируем результаты эксперимента.
В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 20 уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 2 месяцев некоторые уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся детей.
Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо отметить, что количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при проведении формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми результатами, что были получены у экспериментальной группы до формирующего эксперимента.
Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает усваиваемость знаний, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени.
Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента, уменьшилось.
На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.