Цель, задачи, методика и организация исследования.
Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается в игру и помогает сформулировать мысль.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО».
ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.
ХОД. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение ( доказывать могут разные ученики) полагаются фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Отборные политические анекдоты
Дел у меня немало:
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
Я соткано из зноя
Несу с тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…( лето).
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю,
Движения полна. Но не касаюсь сосен
Зовут меня…(весна). И елочек. Я …( осень).
ЭКСКУРСИЯ В ПАРК.
ТЕМА. Приметы осени.
ХОД.
- Какое время года наступило? Сегодня мы поищем приметы осени. Посмотрите на свою одежду и одежду товарищей. Мы надели теплые куртки и плащи. Почему?
- Стало холоднее – похолодало. Это примета осени.
- Листья на деревьях какого цвета?
- Осенью реже летают бабочки, в траве трудно отыскать жуков и гусениц.
- Не слышно щебетанья птиц, многие птицы улетели в теплые края.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
ТЕМА. Беседа о зиме.
ЦЕЛЬ. Уточнить представления детей о зиме: природа зимой, зимние забавы и развлечения; одежда и труд людей, птицы,живущие и прилетающие в город зимой, звери зимой.
ХОД.
- Уходит от нас время года, которое мы с вами полюбили. Уходит зима. А чем красива зима? ( ответы учеников)
Рассматривание иллюстраций о зиме.
Чтение стихотворений о зиме.
Рассказ учителя о зиме.(природа зимой, животные – заяц, медведь, зимующие птицы, развлечения детей)
Итог.
Таблица №1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента.
Временные параметры |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Изменения в растительном мире |
70% |
70% |
50% |
42% |
Изменения в животном мире |
80% |
85% |
74% |
67% |
Изменения в жизни людей |
58% |
56% |
51% |
49% |
Социальные явления |
66% |
63% |
48% |
45% |
Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента.
Временные параметры |
4 класс |
Изменения в растительном мире |
35% |
Изменения в животном мире |
50% |
Изменения в жизни людей |
30% |
Социальные явления |
35% |
Проанализируем результаты эксперимента.
В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 35 уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 3 месяцев некоторые уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с выраженными нарушениями интеллекта.