Литературное развитие школьников как научная проблема
Образ-восприятие структурно связан с образом-произведением, то есть объективно существующим продуктом творчества писателя, что дает право соотносить познавательные свойства художественного образа с его отражением в сознании читателя.
Целостность отражения действительности в художественном образе, широкое обобщение, типизация жизненных явлений в форме единичного, конкретного определяет и особенности мыслительной деятельности читателя. Читатель на основе восприятия художественного текста воссоздает эти образы жизни из запаса своей памяти, из опыта жизненных впечатлений и переживаний при активной деятельности воображения и мышления. Образное обобщение вырастает из конкретных представлений, из их "сцепления" и живого взаимодействия. Чем активнее процесс образной конкретизации, чем ярче, детализированное и адекватнее представления, возникшие на основе словесно-художественного текста, тем глубже и шире образное обобщение. Процессы образной конкретизации и образного обобщения неразрывны и обусловливают друг друга. Восприятие словесно-художественного текста - это процесс, развертывающийся во времени. По мере знакомства с текстом первоначальные обобщения обогащают и обусловливают в известной мере последующую конкретизацию, образуя своеобразную спираль познания, по которой читательская мысль, не отрываясь от конкретных представлений, восходит к широким образным обобщениям, постигает художественное произведение в структурной зависимости его частей и целого.
Интересным представляется подход к процессу восприятия и понимания литературно-художественного произведения в работах Г.А.Евтеевой, развивающей идеи Ю.А.Самарина.
Исследуя природу вербальных представлений, она получает на материале анализа сочинений старшеклассников "данные о диалектике преобразования художественного слова в наглядное представление и, в свою очередь, о преобразовании этого вербально наглядного представления (уже на более высоком уровне) вновь в обобщенное интеллектуальное образование типа общего представления, но с особенно подчеркнутым эмоциональным компонентом ".
Это диалектика преобразования вербальных представлений по своей природе является диалектикой образной конкретизации и образного обобщения как специфических умственных действий читателя.
Первоначальные обобщения, образовавшиеся на основе восприятия текста, вновь включаются в систему уже иных, воссоздаваемых в художественных деталях жизненных связей и отношений, то есть конкретизируются. Затем читательская мысль восходит, уточняясь и углубляясь, к обобщению на новом уровне. Художественное (образное) обобщение, следовательно, не проходит стадии абстрагирования, не отвлекается от предметных форм, связей и отношений (например, идея "обломовщины" и образ Ильи Ильича Обломова представляют диалектическое единство обобщенного смысла и конкретно-чувственной формы художественного образа).
Образная конкретизация и образное обобщение составляют объективное выражение специфики такой сложной по своей психологической структуре деятельности, как чтение и восприятие литературного произведения, поэтому показателями, или критериями, литературного развития могут служит предметное содержание и уровень образной конкретизации и образного обобщения.
Единый подход к определению критериев литературного развития также, как и общего умственного развития, еще не выработан. Важно, однако, что, пытаясь найти такие критерии, исследователи обращаются к процессу восприятия как наиболее доступному для изучения с помощью объективных методов наблюдения.
Так, например, в докторской диссертации О.И.Никифоровой выдвигаются следующие критерии, по которым можно определить полноценность восприятия литературы: "1) по умению уверенно отличать художественный текст от нехудожественного; 2) по умению детально оценивать форму произведения; 3) по соответствию их (испытуемых) непосредственного восприятия и понимания идей произведения особенностям художественного произведения".
Л.Г.Жабицкая в качестве психологических критериев литературного развития читателя выдвигает следующие особенности восприятия и оценки читателем литературного произведения: активность использования художественной детали в воссоздании литературного образа; уровень понимания эстетического значения воссозданного образа; уровень восприятия переносного значения художественной детали - тропа; богатство ассоциаций, связывающих содержание данной художественной детали с другими содержаниями и другими элементами текста; подчинение процесса ассоциирования ведущему идейно-эстетическому значению образа; уровень восприятия "эмоций формы" и "эмоций материала" (по Л.С.Выготскому).