Критерии литературного развития
Психологи, говоря о различных типах художественного восприятия или о многочисленных компонентах литературных способностей, имеют в виду индивидуальные способности воображения, памяти, мышления, индивидуальную структуру литературных способностей, зависящую от наличия и степени развитости тех или иных компонентов. Таким образом, структура специальных способностей складывается как индивидуальное сочетание определенных психических свойств. Эта структура во всех своих типологических и индивидуальных вариантах вырастает на основе общей способности мыслить словесно-художественными образами.
Развитие этой способности у школьников полностью зависит от овладения речью, так же как и развитие понятийного мышления.
Необходимость изучать прежде всего общую способность читающего человека мыслить словесно-художественными образами обусловлено пониманием чтения и восприятия как глубокого творческого процесса.
Художественное восприятие, рассматриваемое как особая форма творческой деятельности, не тождественно творчеству художника, но сопрягается с ним, так как в ходе него формируется "вторичный" художественный образ. Это воссоздание обусловлено, с одной стороны, воспринимаемым произведением искусства, с другой - особенностями жизненного и собственно-художественного опыта воспринимающего.
Такой подход к анализу результатов читательского восприятия ставит его изучение в прямую зависимость от выявления специфики воспринимаемого художественного содержания и возрастных особенностей художественного опыта, уровня литературного развития юных читателей.
Многоуровневая структура литературного произведения как художественного единства является естественной основой для изучения уровней читательского восприятия вообще и читательского восприятия школьников в частности.
К определению уровней, или слоев, словесно-поэтического произведения подходы еще не определились окончательно, но исследователи видят взаимодействие различных содержательных и формальных уровней в литературном произведении: ритмика звукового, лексико-семантического, интонационно-синтаксического, сюжетно-тематического, идейно-эмоционального.
Подход к многоуровневой (или многослойной) структуре художественного содержания с гносеологической точки зрения дает возможность осмыслить основные уровни этой структуры как различные отношения писателя к предмету художественного познания.
Л.И.Тимофеев указывает на тесное взаимодействие всех сторон (или уровней) содержание художественного творчества, говоря об объективном, субъективно-идейном и непосредственном содержании, имея в виду прежде всего отношения писателя к деятельности. Через эти отношения, однако, просвечивают и познавательные возможности читателя, и его культурно-художественная, социально-психологическая и возрастная ориентация.
"Воспринимая непосредственное содержание художественного произведения как яркий и увлекательный факт человеческой жизни, мы не полно его осмыслим, если не уловим в нем идейной оценки его самим писателем. Но, в свою очередь, правильно понять эту оценку мы можем, только соотнеся ее и с общими историческими причинами, вызвавшими ее к жизни, и с тем конкретным индивидуальным следствием этих причин, которое выражено в непосредственном содержании произведения".
Читатели различной подготовленности строят свое художественное обобщение соответственно на разных уровнях художественного содержания, по своему осваивая их связи и взаимопроникновения, так как по существу, именно в непосредственном содержании находят предметное выражение и все "высшие" (надтекстовые, надсловесные) его уровни. В строе художественной мысли проявляются и философские теории эпохи, и политические концепции, факты и конфликты общественной борьбы и все другое, что так или иначе определяет субъективно-идейное содержание произведения.