Понятие сдвига в литературном развитии
Генетический аспект, рассмотрение вопроса о сдвигах в индивидуальном развитии ребенка (онтогенез) необходимо в нужных случаях сближать с историко-социалогическим аспектом, то есть учитывать изменения в восприятии искусства (литературы) читателями разных поколений и даже разных эпох, когда это возможно (филогенез). Л.С.Лихачев говорит о взаимодействии внутреннего мира художественного произведения с представлениями читателя, принадлежащего к определенному историческому времени, к той или иной культуре, тому или иному классу, среде: "Замысел писателя полностью не воплощается, не осуществляется, и в этой неосуществленности заключается для читателя потенциальные возможности по-новому воспринимать внутренний мир художественного произведения. Великие произведения искусства по-новому воспринимаются в каждую эпоху; по-новому воспринимается в них и внутренний мир с его художественным временем и художественным пространством".
Во всех исследованиях читательского восприятия в психологии используются пока только объективированные, опосредованные свидетельства тех или иных внутренних изменений, происходящих в процессе обучения. Более или менее достоверные данные о характере и значительности сдвигов в литературном развитии можно получить пока только на основании тщательного изучения проявлений их в форме оценки читаемых литературных произведений, которые мы обнаруживаем или специально вызываем вопросами в различного рода ученических сочинениях, ответах, устных выступлениях, докладах, диспутах и т.д.
Читательская оценка прочитанного или читаемого литературного произведения - это отнюдь не любое высказывание учащегося. Речь идет об эстетическом суждении, имеющем непосредственное отношение к эстетическому восприятию. Желая получить оценку литературного произведения от учащихся, надо вести изучение его в классе соответственно тем принципам, по которым организуется само художественное восприятие, нужно предлагать учащимся такие вопросы и знания, которые будут побуждать их к самостоятельным анализу и оценке читаемого произведения.
Важно при этом заметить, что читательская оценка, конечно, не может воспроизвести и не воспроизводит результат художественного восприятия во всей его полноте, так как воспринимаемое и осознаваемое в этой оценке не совпадают: первое обычно бывает шире и богаче второго. При всем этом читательская оценка не сводится только к эстетическому суждению как к некоему рациональному выявлению осознанного. Дело обстоит значительно сложнее. В оценке читателя наряду с познанием литературного произведения обязательно присутствует его эмоциональное отношение, в котором проявляются эстетические переживания. Анализ читательской оценки поэтому представляет известные трудности и требуют учета многих условий, от которых зависят ее глубина и самостоятельность.
Под воздействием чего могут происходить и происходят сдвиги в литературном развитии и чем определяется их содержание? Теоретическое исследование, многочисленные наблюдения практики школы и специальные опыты подсказывают предварительное решение этого вопроса, которое, конечно, нуждается еще в дальнейшей всесторонней экспериментальной проверке.
Литературное развитие продвигается вперед под воздействием трех основных сил: жизненного опыта (в том числе и читательского), и прежде всего опыта переживаний, собственно художественных впечатлений и, наконец, научно-теоретических знаний. Эти три струи объединяются в один общий поток, воздействие которого дифференцировать можно только в том случае, когда оно строго ограничено рамками управляемого учебного процесса. Сложность связей и зависимостей этих трех двигательных сил литературного развития особенно ярко проявляется в чтении.
Из тех сил, которые активно воздействуют на развитие способности мыслить словесно-художественными образами, более или менее точному изучению в эксперименте поддается взаимодействие непосредственных художественных впечатлений и теоретических, историко-литературных знаний в организованном учебном процессе. Что касается жизненного опыта, особенно опыта переживаний, и опыта широкого самостоятельного чтения, то эту характеристику учащегося приходится контролировать косвенно, с опорой на длительные наблюдения за школьниками, на данные педагогики, возрастной психологии и на появившиеся в настоящее время социологические исследования духовных и художественных интересов и вкусов учащихся.
Вопрос об адекватности, полноте и субъективном богатстве восприятия литературного произведения изучается в настоящее время с самых различных точек зрения. Здесь изучение восприятия литературного произведения включается в более широкий процесс - в процесс обучения. В изучении используется метод "срезов", однако роль этих "срезов" значительно усложняется, так как они фиксируют в данном случае не один момент (уровень актуального развития), а динамику процесса усвоения знаний и перестройку восприятия изучаемого на уроках литературного произведения. Первые "срезы" отмечают уровень до изучения произведения в классе, затем повторные "срезы" показывают продвижение, перестройку, изменения, происшедшие в восприятии под воздействием обучения. Между двумя контрольными "срезовыми" работами лежит период анализа произведения. Методическая и литературоведческая концепция этого анализа, конкретная система уроков, взаимодействие методов обучения в этой системе, по существу, определяют характер и темп продвижения учащихся.