Проблема ценностей в российском обществе.
Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать ценности общества в современном мире.
Положение ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология, политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества в этом аспекте.
Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан, ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.
Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи. К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной. Фактически все более распространяется и проституция.
Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы, получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы. Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.
Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н. Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.
По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22, с.30-31).
В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс нравственного воспитания.