Результаты опытно-экспериментальной работы.
Дискуссионная игра. По условиям дискуссионной игры участники общения реагируют на прочитанное, услышанное, увиденное следующими способами: сообщением дополнительной информации, вопросом, согласием, возражением. Побеждает тот, кто раньше других использует все необходимые формы высказываний, и чьи суждения будут наиболее убедительными. Один из участников выполняет обязанности счетчика – заполняет на доске графы таблицы, подобной приводимой ниже.
Взаимодействие участников проявляется в том, что на все реплики нужно реагировать соответствующим образом, с тем, чтобы всесторонне обсудить предложенный тезис. Итоги обсуждения тезиса «Хорошо живет тот, кто хорошо работает» показаны на таблице (знаком + отмечается каждая реплика, произнесенная участниками дискуссионной игры):
Ученик |
Информация |
Вопрос |
Согласие |
Возражение |
Игорь Г. |
++ |
+ |
+++ | |
Таня М. |
+++ |
++ |
++ |
++ |
Лена К. |
+ |
+ | ||
Саша П. |
++ |
+ | ||
Марина С. |
+ |
+++ |
++ |
+ |
Оля Н. |
++ |
+ |
+ |
+ |
и т.п. |
По окончании дискуссионной игры подводят итоги, делается обобщенный вывод, к которому пришли ее участники.
Дискуссионная игра может быть организована с помощью ролевых карточек. Например, при обсуждении проблемы «Каким должен быть современный молодой человек?» учащимся раздаются следующие карточки:
1. Ты считаешь, что современный молодой человек должен заниматься спортом. Согласись с тем, что современный молодой человек должен увлекаться популярной музыкой. Возрази тому, кто считает, что современный молодой человек должен регулярно посещать дискотеку. |
2. Ты считаешь, что современный молодой человек должен много читать. Согласись с тем, что современный молодой человек должен много путешествовать. Возрази тому, кто считает, что современный молодой человек –должен увлекаться современной музыкой. |
И т.д. |
В соответствии с ролевой карточкой каждый ученик имеет возможность открыть дискуссию, т.е. высказать свое первое мнение («Ты считаешь…»), затем, внимательно слушая одноклассников, вступить в открываемую ими дискуссию («Согласись…», «Возрази…»). Такое «запрограммированное» общение постепенно переходит в естественное, в ходе которого каждый высказывает собственные мысли и мнения.
Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные формы шести групп приемов, с помощью которых организуется речевое взаимодействие учащихся на уроке иностранного языка. Эти приемы и формы их реализации можно обобщить в виде следующей таблицы:
Приемы |
Формы реализации приемов |
Интервью |
Опрос (анкетирование), «заочное» интервью, тестирование. |
Банк информации |
Обмен информацией, «детективное расследование. |
Поиск пары |
Поиск парных изображений, «союзника в споре», «адресата», «подарков ко дню рождения», поиск партнера для деятельности, времяпрепровождения и т.п. |
Групповые решения |
Прием реализуется в форме телепередачи «Брейн ринг». |
Координация действий |
«Обмен предметами», расположение фрагментов теста в нужной последовательности, восстановление последовательности изображений, обмен командами. |
Дискуссионная игра |
Обсуждение прочитанного, услышанного, увиденного, обсуждение проблем с помощью ролевых карточек. |