Педагогические принципы обучения письму

Принцип доступности

требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А. Каменский дал несколько правил этого принципа: Самая актуальная информация реабилитация алкозависимых у нас.

- переходить от близкого к далекому;

- переходить от легкого к трудному; от известного к неизвестному.

Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, работоспособность школьников но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В.В. Давыдов пришел к заключению, что О2 уже в начале школы надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного, не с элементов, частей, а со структуры, с целого [25, с.154].

Л.В. Занков ввел принцип О2 на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего внимания, то есть на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого [36, с.18].

Принцип наглядности

- один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность О2 зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию учебного материала. При О2 письму используют изобразительную наглядность (картина, фотографии, рисунки), символическую и графическую наглядность (графики, схемы и так далее), внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя) и внешнюю (буквы из бархатной и наждачной бумаги), направленную на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки. Этот принцип особенно важный в обучении чистописанию. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий, о которых говорилось выше. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как путь подражания почерку учителя и копирования хорошего письма – один из основных путей формирования четкого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным

.

Принцип сознательности и активности учащихся

выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют своего работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и умений детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Это значит, что навыки, приемы, привычки, которые формирует учитель, обучая учащихся письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены учащимся и понятны им. Так, учащимся и понятны им. Так, учащиеся должны знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, как сидеть при письме и другое.

Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.

Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа

повторности

, который осуществляется в основном в упражнениях.

Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения. Упражнение – это не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности. Упражнение должно быть таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение.

Повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, так как за время перерывов в учении (болезни, каникулы) дети довольно часто забывают правила при письме, формы отдельных букв и так далее.

Перейти на страницу: 1 2 3