Некоторые сведения из истории чистописания
Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние этапы развития общества, расширяющие и усложняющие потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма [32, с.3].
История письма – это, фактически, история человечества, есть даже специальная наука – грамматология, изучающая историю письма. Это интересно нам потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо носило изобразительный характер – это были рисунки, передающие информацию. Очень давно люди, желая передать информацию, свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.
Письмо это называлось пиктографическим
, его «возраст» 6-8 тысяч лет, но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали некоторые народы Крайнего Севера. Затем письменные сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм), тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо называется идеографическим
. Этот переход от графического к идеографическому письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком (рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно. Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями.
В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.
Эти этапы истории в сжатой форме проходят практически каждый ребенок при обучении письму. Давайте вспомним, как пишет трех-четырехлетний малыш. Его «письмо» - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней стороны (графикой) письма. «Письма» пяти-шестилетних больше похожи на кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это уже элементы идеографического письма.
Кстати, многие учителя используют идеографическое письмо в процессе формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях» заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом исчезает страх, неуверенность, сковывающие развитие письменной речи. Ведь выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать все это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие «сочинения».
Но даже после освоения слога человек не сразу перешел к выделению отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало довольно сложной абстрагирующей работы мысли. «И до сих пор, - пишет известный историк письма И. Фридрих, - усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом» [94, с.115], не случайно школьники начальный классов испытывают в этом трудности.
Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех письменностях имеются системы знаков – графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме – это слова, в слоговом – последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном значащий звук (фонема). Следует сказать, что история отечественной методики обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру русского звукобуквенного письма.