Социализация, и ее институты.
Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Как меняются цели, методы и институты социализации в эпоху научно-технической революции?
Следует отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными и сугубо современными, на самом деле информационные перегрузки, разнообразные воспитательные воздействия.
Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа. Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родителей.
Проблема эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной эффективностью.
Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:
1) обладать устойчивым мировоззрением, нравственными убеждениями;
2) должен обладать высокой психической лабильностью, гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без этого личность отстанет от хода истории и станет тормозом общественного прогресса.
3) Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой активности, ответственности.
О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные предпосылки.
Отношения старших и младших, родителей и детей всегда были отношениями власти и зависимости, господства и подчинения. Идея иерархии заложена в самой природе возрастных категорий и связанных с ними социальных привилегиях, правах и обязанностях.
Общий дух социально-возрастных отношений любого общества – это плоть от плоти отношения господства.
Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм лигитимного господства (узаконенного):
А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.
Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил, порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.
В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем»,
«вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно для религиозных сект.
Хотя эти типы господства не встречаются в чистом виде, каждый из них по- своему определяет формы социализации – формальное обучение, иерархические отношения между учителем и учеником.
В основе педагогики сотрудничества лежит принцип социального равенства. Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.
Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко представлять себе тенденции и развитие каждого.
Подросток и сверстники
. С переходом ребенка в среднюю школу, его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
Существует несколько типов подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, с довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли как «лидер», «адъютант лидера»- физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды. Подобные группы чаще образуются из подростков мужского пола.