Выявление уровня тревожности у подростков.
Методика – «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973).
Цель – выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основным источником тревоги.
Инструкция – на следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.
Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
Текст методики.
1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
10. после контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (не понятно почему) 0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной школы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1.
Виды тревожности
Вид тревожности |
Номер пункта шкалы |
Школьная Самооценочная Межличностная |
1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26 |