Оценка отношений подростка с классом.
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
Б – чувствуешь себя ненужным в группе;
В - тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
А – личный успех, в котором есть доля заслуге моих друзей;
Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы:
А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
Б – работать индивидуально с преподавателем;
В – работать с ведущими в данной области людьми.
Инструкция испытуемым:
«Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 варианта ответа, обозначенные буквами А, Б, и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».
На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются по каждому типу восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» - «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:
lИ + mП + nК,
где l – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, m – «прагматическому», n – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.
Ключ для обработки анкеты смотри в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Тип восприятия индивидом группы | |||||
индивидуалистическое |
коллективистическое |
прагматическое | |||
1В 2А 3Б 4Б 5Б 6Б 7Б |
8А 9Б 10Б 11А 12А 13В 14В |
1Б 2В 3В 4А 5В 6А 7А |
8В 9А 10В 11В 12Б 13Б 14А |
1А 2Б 3А 4В 5А 6В 7В |
8Б 9В 10А 11Б 12В 13А 14В |
Методика «Оценка отношений подростка с классом» была проведена в Группе № 13 ГОУ ПЛ – 10, среди подростков 15 – 16 лет.
Испытуемые:
1)Пахомов Александр, 15 лет.
2)Никулин Олег, 16 лет.
3)Черноусенко Виталий, 16 лет.
4)Глазков Андрей, 15 лет.
5)Бобков Александр, 15 лет.
6)Худяков Евгений, 15 лет.
7)Климушин Станислав, 15 лет.
8)Иванов Валерий, 15 лет.
9)Логинов Михаил, 15 лет.
10) Рябов Дмитрий, 15 лет.
Протокол ответов: ( См.: Приложение № 1).
Проведя диагностику, мы выяснили, что:
1) Пахомову Александру присущ коллективистический тип восприятия группы, причем он выражен неявно.
2) Никулину Олегу – коллективистический, с заметным давлением прагматического.
3) Черноусенко Виталию – сильно выраженный прагматический тип восприятия группы.
4) Глазкову Андрею – также принадлежит прагматический тип восприятия группы, но он менее ярок.
5) Бобков Александр – явный коллективистический тип восприятия группы.
6) Худяков Евгений – индивидуалистический тип восприятия группы.
7) Климушину Станиславу принадлежит также индивидуалистический тип.