Особенности общения детей дошкольного возраста с нормальным психическим развитием.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
В психолого-педагогической литературе существует много определений общения.
Общение- это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [32].Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.
Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект [34]. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. [26], [28].
Осознать важность общения для психического развития ребенка помогли наблюдения за развитием малышей в архаических культурах.
Многие наблюдатели обратили внимание на то, что раннее детство в условиях неевропейских архаических культур существенно отличается от детства ребенка в цивилизованных странах Европы и Америки.
Прежде всего, бросилась в глаза необычайная длительность и интенсивность кормления ребенка грудью, близкий телесный контакт матери и ребенка. Так, у австралийских аборигенов ребенка кормили грудью до 4-5 лет, мать носила его на бедре, где он спал и получал грудь по первому требованию в любое время. У народов Новой Гвинеи ребенка носили за спиной в тонкой сетке, привязывали на грудь или бедро. В Бали ребенок почти все время проводил на руках или на бедре матери, пассивно приспосабливался к ее движениям, его опыт непосредственно-эмоционального общения с матерью был необычайно богат. Тоже самое можно было встретить в совершенно иной культуре – у коренных обитателей Америки. Ацтеки прекращали кормление грудью, когда ребенку исполнялось 3 года. Большинство наблюдателей отмечало, что ребенка кормят по первому требованию; при этом кормление – не только средство утоления голода и жажды малыша, но и способ его успокоения, повод для игры и общения с ним.
Но ярче всего тесный контакт с матери и ребенка выступает в африканских культурах. Все дневная жизнь младенца проходит на спине или бедре матери; он бодрствует, играет с бусами, пассивно участвует в ее общении с другими людьми, спит. Сигналом для кормления является не только крик малыша, но и масса других признаков, которые мать фиксирует в силу близкого телесного контакта с ним: «рисунок» движений ребенка, бульканье в животе, мимика лица, ритм дыхания. Но вот наступает драматический для ребенка период – отлучение от груди. Драматический потому, что он означает не только переход к новому типу питания: резко падает интенсивность общения матери и ребенка, увеличивается число применяемых к нему наказаний, появляются новые требования, изменяется вся его жизнь.
Так, на Филиппинах ребенка отлучают от груди в возрасте 2-2,5 лет; при этом мать уходит на несколько дней и прекращает общение с ребенком.
Драматизм этой ситуации для малыша состоит еще в том, что до отлучения, он, как правило, занимает привилегированное положение в семье. С ним много общаются, не наказывают, удовлетворяют его желания, предъявляют механизм требований и т.д. после же отлучения он оказывается на самом «дне» социальной лестницы, разом лишась всех своих привилегий. Его притязания на общение отвергаются, возрастает число требований, за невыполнение которых наказывают.
А как обстоит дело у нас, в культурах, которые мы называем европейскими?
Во-первых, внимание, которое оказывает ребенку мать, намного слабее.
Прежде всего, европейская женщина не носит своих детей на спине или сбоку. А если бы и носила, то напрасно: одежда надежно изолирует ребенка от близкого телесного контакта с матерью. Во-вторых, если даже малыша кормят грудью, то значительно реже, чем в большинстве архаических культур. Считается, что строгое расписание способствует хорошему пищеварению, дисциплинирует ребенка, приучает его к цикличности сна и бодрствования. Так ли это? Так, но не совсем. Выше мы уже говорили, что кормление это не только переливание молока из груди матери в желудок ребенка; это зрительный, слуховой и телесный контакт, общение.
Все это заставляет нас сделать вывод: средняя «доза общения», которую получает в сутки маленький европеец, значительно меньше той, что достается на долю африканского младенца.
Итак, мы рассмотрели первые шаги воспитания в европейских и архаичных культурах. И обнаружили любопытный факт: не всегда методы воспитания европейцев идут впереди архаичных . Кое в чем европейским мамам следует поучиться у африканских. Правда, это касается лишь такой формы, воспитания, как общение. [44].