Заключение
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что внеситуативные (внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная) формы общения со взрослым могут быть сформированы у детей с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения.
На основе данных, полученных нами в ходе эксперимента, мы сделали ряд выводов о развитии коммуникативной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.
По результатам эксперимента мы определили, что для большинства детей с ЗПР в возрасте 5-7 лет наиболее характерной является ситуативно-деловая форма общения, т.е. общение со взрослым проще и естественнее для них происходит на фоне деловых контактов. Внеситуативные формы общения у них развиты крайне слабо: они обычно пренебрегают познавательными контактами и беседами на личностные темы. Лишь у немногих дошкольников с ЗПР к 7 годам начинает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения.
Проведение целенаправленной работы по формированию общения способствует повышению уровня коммуникативной деятельности у детей. Деловое общение у них уходит на второй план, появляется стремление к познавательным контактам, интерес к книге, т.е наиболее характерной становится внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. У всех детей проявилась способность к внеситуативно-личностному общению. Гораздо разнообразнее стали у них и средства общения.
В связи с тем, что становление внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста является важным составным компонентом готовности к школьному обучению (М.И.Лисина [31], Е.О. Смирнова [46]), в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта, по нашему мнению , необходимо проводить работу по формированию внеситуативно познавательной и внеситуативно-личностной форм общения со взрослыми.
Работа по развитию внеситуативных форм общения со взрослыми у детей с нарушением интеллекта должна проводиться совместно учителями дефектологами и воспитателями. Она может быть организована:
1) на специальных занятиях на основе внеситуативных форм общения;
2) во время занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтения книг, сюжетно-ролевых, дидактических игр;
3) вне специальных занятий : во время свободного общения детей с педагогами, во время игр, в книжном уголке и т.п.
Работа по развитию коммуникативной деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:
1. Формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения.
2. Предложение ситуативности в контактах со взрослыми.
3. Стимулирование активности дошкольников при общении со взрослыми.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является формирование у детей интереса к книге, как источнику, содержащему много нового и интересного.
Организована таким образом работа по формированию у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью внеситуативных форм общения позволит им, по нашему мнению, успешно овладеть внеситуативным общением, что может повлиять на успешность дальнейшего обучения не только в дошкольном учреждении, но и в школе.