Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте

В развитии мышления младших школьников психоло­ги выделяют две основные стадии.

На первой стадии (1—11 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала произво­дится по преимуществу в наглядно – действенном и наглядно – образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опира­ются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соот­ношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик пред­метов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. На­пример, один и тот же предлог «на» выделяется второклассниками успешнее в тех случаях, когда его значение конкретно (выражает отношение между наглядными предметами — «яблоки на столе»), чем когда его значение более абстрактно («на днях», «на память»). Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности. Давая возможность детям расширять сферу конкретных проявлений понятий, учитель облегчает выделение существенного общего и обо­значение его соответствующим словом. Основным критерием полно­ценного обобщения является умение ребенка привести собственный пример, соответствующий полученным знаниям.

К 3-му классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. К 3-му классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными при­знаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально – логическое мышление.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов — птицы, животные, фрук­ты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция и т.п.).

Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие диализа идет от прак­тически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от 1 к 3 классу). Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развива­ется от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Ана­лиз для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Сравнение в младшем школь­ном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внеш­ние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении зна­комых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.

Нужно отметить, что младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно.

В последние годы все больше говорят о формировании в младшем школьном возрасте теоретического мышления на базе эмпирического. Теоретическое мышление определяется через набор его свойств (реф­лексия; анализ содержания задачи с выделением общего способа ее решения, который «с места» переносится на целый класс задач; внут­ренний план действий, обеспечивающий планирование и выполне­ние их в уме). Эмпирическое мышление осуществляется посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений окружающего мира, путем «проб и ошибок». Исследования в экспе­риментальных классах под руководством В. В. Давыдова показали, что в младших классах могут быть сформированы элементы теоретическо­го мышления.

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мыш­ление ребенка, определяется структура его сознания. Сама фор­мулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее пони­мание объекта познания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5