Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.
- Назови слова близкие (противоположные по смыслу).
- Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.
- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.
- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».
- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».
- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».
Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.
В результате беседы приходим к выводу:
СЛОВО |
УБЕДИТЕЛЬНОЕ |
ЖИВОЕ | |
ТРЕПЕТНОЕ | |
ВОЛНУЮЩЕЕ | |
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ | |
УМЕСТНОЕ | |
КРАСИВОЕ | |
ИСКРЕННЕЕ |
Что может сделать слово?
СЛОВО МОЖЕТ |
ОБОГАТИТЬ |
РАСТРЕВОЖИТЬ | |
ОЗАДАЧИТЬ | |
УСПОКОИТЬ | |
ИЗЛЕЧИТЬ | |
ПОБУДИТЬ | |
СПАСТИ | |
РАНИТЬ |
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи. Например:
Рад и взрослый, и ребёнок, Когда беленький, как снег, В стаде первый оленёнок Появляется на свет.
Затем идёт беседа:
- О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).
- Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).
- Сравните слова по значению. В чём заключается различие?
- Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение отличается от слова «олень».
Или:
Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.
Чайчонок – чайка.
- С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?
- Какая часть слова выражает это отношение?
Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения: