Введение.
Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся.
Решение готовых , однородных примеров и задач одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством решенных задач и примеров приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
К сожалению, на формирование самоконтроля в школах обращают мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения, кроме того, эта тема недостаточно хорошо разработана в научной литературе. В связи с вышесказанным мы выбрали темой исследования “Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в начальных классах”.
Цель исследования состоит в выявлении путей формирования самоконтроля.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников самоконтроля как компонента учебной деятельности.
Гипотеза исследования: использование специальных заданий может способствовать формированию и развитию самоконтроля.
Цель, предмет и гипотеза исследования определяют постановку следующих задач:
1. Изучение и анализ психолого- педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Анализ особенностей самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
3. Отбор и обоснование системы заданий по формированию самоконтроля при обучении математике по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
4. Проведение опытно- экспериментальной работы по формированию навыков самоконтроля.
Методы исследования:
-теоретический анализ,
-педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся,
-изучение продуктов деятельности младших школьников,
-проведение констатирующего и обучающего экспериментов.
Исследование проводилось в третьем классе частной школы “Литица”.