Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Актуальность этой проблемы и побудила нас исследовать тему «Формирование экологических понятий на уроках русского языка», так как экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки, загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера. Мы решили показать на примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.
Для наиболее полной разработки взятой темы, были определены следующие цель и задачи.
Цель: Формирование правильного экологического сознания у учащихся начальных классов.
Задачи: 1. Формирование экологических понятий на уроках русского языка.
2. Выявление условий, способствующих формированию экологических понятий и экологического воспитания.
3. Воспитание у учащихся тревоги по поводу глобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране.
Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.
Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий.
Предмет: раскрытие экологических понятий через уроки русского языка.
Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то процесс формирования экологических понятий будет более эффективен.
Для решения представленных задач и для достижения обозначенной цели, в качестве основных методов исследования будут исследоваться:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
Анкетирование;
Педагогический эксперимент;
Наблюдение.
Экология имеет точную формальную дату своего рождения, и известна фамилия его юридического отца. Им был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой» (35,14). Это наиболее общее определение справедливо и по сей день. Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом – окружающий нас мир, знание устройства дома – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом – «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает немедленного формирования соответствующей научной дисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования, а также собственный концептуальный аппарат.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.
Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология – это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.